Петр Сафронов
Мыслить контрреволюцию. Шесть тезисов
«Думать о будущем контрреволюционно потому, что контрреволюция пытается сохранить как раз то, что революция хотела бы совсем уничтожить: независимое будущее или даже много будущих»
1. Идеи не создаются и не действуют мгновенно.
Попробуйте подумать. Не правда ли, странное предложение? О чем подумать, для чего подумать, как подумать, — спросите вы. Вообще продумывание какой-либо мысли — это длительный процесс. Мысль не совершается сразу, и это создает большие неудобства для изобретателей быстрых решений, а также для тех, кто занимается мышлением. Длительность мышления не означает, конечно, его отрешенности от настоящего. Напротив, задача заключается в том, чтобы наполнять каждое данное мгновение мышлением — иначе пришлось бы каждый раз начинать думать с самого начала. Мышление, следовательно, не существует от одного времени к другому: оно всегда со временем, временем мышления.
2. Революция же происходит в ускоренном ритме.
Революция — это название для проекта разделения времен. Если времен много, то ни одно из них не будет длиться всегда. Для каждого времени нужна своя ситуация. Революция всегда нетерпелива, так как хочет заместить какое-то никчемное, пустое время настоящим, претендуя на уничтожение соответствующей пустой ситуации. При этом сразу возникает противоречие, ибо свое-то собственное, наступившее революционное время революция считает единственно настоящим — и упраздняет все прежде бывшее. У революции нет никакого другого времени, кроме настоящего. Это означает, что революция всегда с нами. Как и с ними. Со всем человечеством.
3. Думать о будущем — это мыслить контрреволюцию.
Нет ничего комичней ожидания революции. Если революция занимается тем, что фабрикует свое единственное настоящее время, то в будущем революции не было, нет и никогда не будет. Революция совершается затем, чтобы уничтожить чужое будущее, но не создать свое. Думать о будущем контрреволюционно потому, что контрреволюция пытается сохранить как раз то, что революция хотела бы совсем уничтожить: независимое будущее или даже много будущих. Но такая попытка борьбы за будущее имеет смысл, только если верить, что будущему что-то угрожает. А поскольку угрожает будущему революция, то именно контрреволюция является самым последовательным, самым постоянным, самым неотступным способом мыслить революцию. Тех, кто мыслит контрреволюцию, я называю контрреволюционерами.
4. Мыслить контрреволюцию можно только радикально.
Если мыслить революцию невозможно, то как же тогда мыслить контрреволюцию? Преодолевая двойное сопротивление. Мышление контрреволюции включает в себя мышление революции (создает его) и идет дальше. Собственно, только такое мышление и способно вообще куда-то двинуться. То есть мышление о контрреволюции не может быть контрреволюционным. Только гиперреволюционным.
5. Мышление контрреволюции особенно важно в наши времена.
Когда левые отказываются жить настоящим, превращаясь в сквоттеров собственной или чужой исторической памяти; когда националисты размахивают символами ушедших эпох; когда либералы создали уже собственную мифологию недавнего прошлого — кто думает о будущем? Мышление контрреволюции особенно необходимо тогда, когда невозможность революции провозглашается (или даже цинично утверждается) теми, кто ей особенно обязан. Мышление контрреволюции должно ужаснуться этой невозможности и от нее направиться дальше в будущее.
6. Грядущую революцию произведут контрреволюционеры.
Да, революция не мыслит. Она отменяет мышление. Но как можно отменить то, чего не существует? У революции могут быть только настоящие противники, вымышленных противников революции не бывает. Революция нуждается в материале для уничтожения — в многочисленных, хорошо разработанных концепциях будущего. В революции опровергаются все концепции будущего сразу. Но как это может случиться, если прежде никто не решился бы эти будущие представить?
Комментарии