Десять тезисов об исторической ответственности Германии

«Для нацизма рабство распространялось не только на колониальные владения, но и на любые оккупированные территории, независимо от устройства экономики и прежних правил взаимодействия с ними. В этом смысле нацизм был проектом тотального рабства»

Тезисы 11.05.2018 // 4 563

1. Об исторической ответственности важнее всего говорить, когда существует угроза конституционному строю.

Популизм, президентство Трампа, Брекзит, конфликт России и Украины — это не просто политические события в ряду других сходных событий, это разные способы постановки под сомнение конституционного порядка, объявления его устаревшим или неэффективным для современных задач. Но подрыв конституционного порядка — это всегда и подрыв верховенства права, а историческая память обязана нам подсказать, сколь далеко могут зайти даже на первый взгляд незаметные неправовые решения и уступки. Расистские или ксенофобские заявления политиков — не просто реплики, они создают определенную позицию, которая, если и не потакает фашистским тенденциям, не дает населению солидарно выступить против фашизма.

2. Белое пятно исторической памяти — вопрос о рабстве.

В наши дни вопрос о рабстве многим кажется давно пройденным, в США даже некоторые политики не могут внятно объяснить причины Гражданской войны, а в Европе порой забывают, что Холокост был вовсе не однократным актом возмездия, а итогом порабощения евреев — лишения их всех гражданских и человеческих прав. Но для нацизма рабство распространялось не только на колониальные владения, но и на любые оккупированные территории, независимо от устройства экономики и прежних правил взаимодействия с ними. В этом смысле нацизм был проектом тотального рабства, и первыми и главными рабами должны были стать жители Восточной Европы, прежде всего украинцы.

3. Для Гитлера Украина была главной целью покорения и уничтожения.

Именно здесь гитлеровский режим создавал не просто новую систему управления, но новую экономику и даже новую антропологию. Колонизация плодородных земель подразумевала труд порабощенного народа на уничтожение и извлечение всех возможных ресурсов для поддержания функциональности Рейха, без всякой мысли о ее последствиях. Поэтому гитлеризм — это разрушение всего мира ради сохранения своей системы, но именно в этом качестве разрушалась Украина. Искусственный голод, Холокост, геттоизация украинского населения и карательные операции проводились там одновременно.

4. Холокост и порабощение Украины осуществлялись одними и теми же методами.

Общими в Холокосте и порабощении Украины были превентивное подавление любых восстаний, рассмотрение уничтожения народа как ключа ко всей Восточной Европе навсегда, переход от геттоизации к интернированию и истреблению, наконец, безнаказанность при любом количестве жертв. Поэтому, если говорить о прецедентах Холокоста, главным из них стало вторжение вермахта и немецкой военной администрации на территорию Украины.

5. Украинские националисты, хотя и совершали преступления против мирного населения, не могут уменьшить ответственность Германии за Холокост.

Украинские националисты никогда не были частью всей Украины, это были локальные движения, и даже если были случаи временного сотрудничества с оккупантами, они никогда не способствовали самой оккупации. Коллаборационизм — это общее явление Второй мировой войны, и оно не имеет отношения к национальным проектам, но только к недостойному поведению в ходе тотальной войны.

6. Проблема Европы — отсутствие честных историй всей Второй мировой войны.

Франция до сих пор не написала своей истории, так как число коллаборационистов превышало число героев Сопротивления. Равно как Европа до сих пор не знает, что в Красной армии основной удар нацизма приняли на себя украинцы и белорусы. Войну массовое сознание представляет как движение фронтов с отдельными проявлениями героизма, но война также была тяжелейшим антропологическим сбоем. Попытки поработить соседние народы оставляют еще более глубокий след, чем отдельные военные действия против соседних народов.

7. О жертвах нацизма не всегда помнят из-за тяжелого наследия колонизации.

Немцы не всегда помнят великую жертву Украины, потому что многие до сих пор мыслят категориями эпохи колониализма: то, что происходит в колониях, нас как бы не касается. При этом если Украина мыслится как равноправное государство, то сразу же начинается разговор о ее соучастии в войне, якобы массовом коллаборационизме или отсутствии достаточного сопротивления. Но все это крайнее неуважение к стране, которая с самого начала была назначена жертвой и на превращение которой в жертву работала вся управленческая машина нацизма как машина истребления.

8. Российская внешняя политика плоха тем, что освобождает немцев от ответственности.

В российских официальных заявлениях Россия наследует героям Второй мировой, а Украина — коллаборационистам. Но и то и другое — неправда: было также много коллаборационистов в Центральной России и был великий героизм украинского народа. Черно-белая пропаганда подкупает неокрепшие умы именно тем, что в ней уже с самого начала есть манипуляция: Германия много работала с собственным прошлым, и теперь официальная Россия выдает якобы хорошо продуманную и документированную версию прошлого. Но эта версия — просто пропагандистский плакат.

9. Российская политика памяти безответственна и недемократична.

Россия возлагает ответственность за конфликты прошлого и настоящего на украинский национализм. Но именно упрек в национализме был поводом как для сталинских репрессий в Украинской ССР, так и для полного подавления национальной жизни на полностью оккупированной земле Украины. Цель российской политики — дискредитировать демократию, показав, что она приводит к слабости государств и невозможности дать отпор врагу. Сейчас, когда демократия свертывается во всем мире, эта дискредитация демократии совершенно безответственна, поскольку она начинает влиять на европейское массовое сознание.

10. Признание немцами вины перед Украиной необходимо для будущего демократии.

Настоящая демократия требует признания того, что рабство ведет к уничтожению целых классов и наций, тогда как свобода только и позволяет работать демократическим институтам. Нельзя считать, что институты демократичны только потому, что Россия или Германия — формально демократии. Институты демократичны тогда и только тогда, когда для всего мира поучителен как опыт их функционирования, так и опыт покаяния демократической нации за собственные преступления против свободы и жизни людей.

Реферат статьи Тимоти Снайдера «Немцы должны помнить правду об Украине — ради их же самих». Подготовлен редакцией Gefter.ru

Комментарии