Национальное богословие или плебисцитарное христианство?

Круглый стол в рамках богословского проекта Gefter.ru

Видео20.02.2016 // 406

«Русский мир» как концепция национального строительства христианских сообществ, «русская» православная идентичность: в рамках какой методологии о них стоит вести речь?

Вопросы к дискуссии:

— Что должна делать Церковь, чтобы не превратиться в протагониста возникновения одного из «воображаемых сообществ»?

— Возможна ли альтернативная академическому конструктивизму христианская мысль об идентичности, насколько она будет убедительной?

— Является ли концепция «русского мира» концепцией новой идентичности или она эксплуатирует старые идентичности, включая советскую и антисоветскую?

— Насколько концепции «русского мира» включают понятия о чести, достоинстве, ответственности и как перерабатываются в данных концепциях эти понятия?

— Что такое «русскость» для современной Русской православной церкви? Кто должен быть назван «русским», как формировались концепции «русского мира» и как они менялись вопреки начальному замыслу?

— Как соединяются в современной «православной идентичности» представления об истории как непрерывном процессе (связь с миром «Рюриковичей» и «Романовых») и об истории как катастрофе (эсхатологические чаяния)?

— Можно ли назвать создателей современной «православной идентичности» в России: насколько это создание отражено в официальных документах, а насколько — в неофициальных движениях? Какую роль в становлении этой идентичности сыграли проекты 1990-х, такие как «Всемирный русский народный собор»?

— Как выглядит «православная идентичность» в поместных церквях Европы, Азии и Африки? Сохраняются ли черты общей «византийской идентичности» во всех этих церквях, и если да, какие это черты?

— Как соотносятся идентичности современного церковного человека: «русскость», «постсоветскость», глобалистическая идентичность, принадлежность к различным сообществам, принадлежность к воображаемому единству русской или церковной истории?

— Существует ли общая православная идентичность, объединяющая православных, например, Кении, Болгарии и России? Если не существует, то как это трактовать?

Комментарии