Юрий Афанасьев
Шестидесятники: итоги бездумного пути
Шестидесятники продемонстрировали неспособность не то чтобы ответить на вопросы о самих себе и окружающем их мире. Особенно наглядно такая их неспособность проявилась в 80-х...
Потому что опрокидывание общества в патриархальную архаику в результате революции и в ходе имманентного ее продолжения — в построении социализма — происходило путем его десоциализации, дерационализации и деморализации. Происходило расчеловечение, раскультуривание социальности, превращение ее в социальность животную, зверскую, инстинктивную. В искусственно созданную социальность. Дегуманизация общества осуществлялась целенаправленно, по заранее разработанному плану. Хотя и не совсем как по чертежам, по каким строят мост или какое-то другое сооружение. Пускай всего лишь как по черновому наброску, с импровизациями по ходу дела, но, тем не менее, все-таки по априори задуманной идее — декларативно, вербально никак не связанной с прошлым России.
Разумеется, цели провозглашались совсем иные, ничего общего не имеющие с фактической дегуманизацей. Последовательно, в течение семидесятилетия лозунги звучали так: «прорыв в слабом звене империализма», «мировая революция», «построение социализма в одной стране», «подготовка к отражению внешней угрозы», «создание мировой системы социализма», «построение коммунизма».
Дегуманизации социума осуществлялась в двух сферах одновременно, в социальной и духовной.
После «военного коммунизма» и гражданской войны — неудавшейся, но искорежившей всю Россию попытки прямого перехода к социализму — был короткий, но бурный событиями промежуток НЭПа. С переходом к нему неожиданно резко усилилась социальная дифференциация и духовное разнообразие общества. Стали появляться все новые мелкие частные производства, росли кустарные промыслы, возникали и крепли новые крестьянские хозяйства, а на этой основе формировались, разнообразились, утончались все новые личные и общественные интересы и, как грибы после дождя, множились всяческие кооперативы, профсоюзы, творческие объединения, общества. Казалось бы, в России снова забрезжило самым началом ХХ столетия. Продолжалась поэзия Серебряного века. Но уже в ходе НЭПа Сталин понял, что с таким взрывным обилием разнообразных частных и общественных интересов, с таким пестрым народом воплотить большевистский Проект как один для всех, будет невозможно.
И он решил заменить народ.
О подлинных целях «построения социализма» в ходе коллективизации, индустриализации и культурной революции судить надо по их результатам. А они таковы, что все население Советского Союза — поголовно все! — по социальной своей сущности было превращено в государственных служащих. И все они в таком их социальном статусе, но в то же время каждый из них поодиночке, оказались привязанными на короткий поводок полной зависимости от этого самого государства.
Хотели изничтожить в человеке его личный интерес и его естественное стремление по своему выбору реализовывать свои способности. Только государство, его Проект и его интересы. А поскольку по априорной идее создать общество невозможно, да еще и заселить его людьми, подходящими исключительно для такого выдуманного из головы общества, результат получился трагический. Вместо человеческой социальности на основе права и морали получили социальность искусственную и в то же время — зоологическую, стадную, основанную на насилии, страхе и животных инстинктах. Личный интерес оказался, как и следовало ожидать, неистребим, но реализовать его стало возможным только в обход запретов, то есть криминальным путем. «Теневая» экономика, двойная мораль и поголовная преступность стали рукотворными нормами, иносказанием социализма.
III
Введение единомыслия — столь же важная составляющая «построения социализма», как и достижение искусственного социального однообразия. Но у него была и своя история: от «корабля философов», «Краткого курса» через основные вехи борьбы с «формализмом», «аполитичностью», «космополитизмом», «абстракционизмом». Были у него столь же трагические, как и в достижении социального однообразия, но все-таки свои, специфические результаты.
Если эти результаты рассматривать как постижение глубинной сущности человека и структуры человеческой личности, а в качестве подхода воспользоваться возможностями психоанализа, поскольку другого, более совершенного научного способа на сегодня, по-моему, просто нет, то итоги введения единомыслия будут выглядеть примерно так.
Большевики хотели сделать человека существом сугубо рациональным, наполнить его, как порожний сосуд, позитивными знаниями из области техники, медицины, естествознания, а сознание очистить от «пережитков прошлого», от всяческих сохранившихся в нем «предрассудков» и внедрить в него просветленные марксистско-ленинские, тоже, как они полагали, вполне рациональные положения.
Но и здесь в итоге получилось все совсем не так прямолинейно положительно, как им хотелось бы. В плане долговременного глубинного воздействия на психические основания личности и на общественное сознание произошло, наоборот, нечто никем не предвиденное и совершенно ужасное.
Еще до революции личностные начала в российском человеке, составляющие его сознательное «Я», были не массовой нормой, а редкими исключениями, как раз составлявшими собой частично ту самую тонкую пленку, которой так и не хватило, чтобы ею хотя бы слегка накрыть всю Россию. По этим-то исключениям революция с построением социализма и прошлись в первую очередь. По тем личностям, которые не смогли, не захотели отказаться от своего «Я» в пользу нечеловеческих требований, предписаний и запретов советской власти. Среди подлежащих уничтожению личностей в человеке все оказались равны: поэт, крестьянин, философ и генерал.
Но сознательное «Я», делающее человека личностью, дано далеко не каждому. Что же касается стран, где сознательному «Я» и, следовательно, личности довелось за многие века расширить свою свободу и стать основанием общества, то таких стран совсем немного. Они и в современном мире остаются исключением, а не нормой. А Россия вообще никогда не была в их числе.
Зато в каждом из нас, в психике любого человека есть бессознательное — «Оно»: зона неуправляемых инстинктов, борьбы неосознаваемых мотивов поступков. Сегодня, когда многие стали задумываться, что же творится у нас в России с человеком и обществом, почему на глазах так стремительно опускается общая планка человечности по сравнению даже и с советскими временами, по-прежнему осталось в стороне нечто весьма существенное. Никто, кажется, и не думает о сфере подсознательного в психике каждого человека. Едва ли даже много таких, кто вообще учитывает сам факт ее существования, когда испытывает на себе или наблюдает в других жгучие терзания современности.
Но это «Оно» не только, как всегда и повсюду, остается в психике человека. Подсознательные мотивы в его поступках и их проявления в российском обществе в последние годы еще больше активизируются, расширяются и приобретают все более агрессивные, антигуманные формы.
Целенаправленными действиями на протяжении теперь уже почти целого столетия российская власть стремилась и стремится расширить сферу разума за счет очищения человеческого сознания от пришедших из прошлого и мешавших, по представлениям власти, строительству социализма (а последние двадцать лет — капитализма) стереотипов, привычек, «устаревших» нравственных ценностей и способов мировидения. Тем самым осуществлялось и осуществляется массированное, по существу — тотальное, воздействие на еще одну компоненту психической структуры человека — на сферу «сверх-Я» («супер-эго», «идеал-Я»). Эта сфера — носитель традиций, жизненных ценностей, всевозможных предрассудков, мифов, стереотипов морали, передающихся из поколения в поколение. Она же формирует общественное сверхсознание. На протяжении столетий данная сфера сверхсознания — «сверх-Я» — выполняла социальную функцию противостояния бессознательному «Оно», поддерживала баланс между ними, как бы изнутри «запрещая» сознательному «Я» выполнять присущие ему инстинктивные стремления и желания.
Как стало очевидным сегодня, все усилия по насильственному введению единомыслия привели к прямо противоположным по сравнению с задуманными результатам. Сфера «сверх-Я» в человеке довольно устойчива и трудно поддается изменениям в заранее запрограммированном направлении. Но разрушить, разбалансировать основания человеческой психики и глубинные ее структуры оказалось очень даже возможно.
Комментарии