Закат либерального миропорядка? Политический анализ Фарида Закария

Реальность новой политики: инструменты для «всемирного полиса»

Политика 20.10.2017 // 3 732

От редакции: Проект «Доктрина»: Фарид Закария на Gefter.ru.

Фарид Рафик Закария — убежденный центрист. Любые крайности, считает он, сокращают пространство для маневра. Мобилизации в современном мире заходят в тупик, невольно усиливая экономическое и моральное неравенство. Популизм Трампа для Закария — печальное явление: невозможно выиграть на поле коллективной воли, где Китай будет действовать заведомо успешнее. Современному миру угрожает эскалация насилия, и остановить ее можно, только если переосмыслить полицейскую силу США: полицейский должен быть не карателем за проступки, а создателем нормативов «мирового» полиса. Эти нормативы не могут уже быть просто унификацией требований к гражданам и политическим институтам: нужна борьба с причинами насилия, а не с его следствиями. Непредсказуемость современного мира — обратная сторона его прагматизма, Realpolitik большинства лидеров и новый курс США должны стать шансом новой политики. Альянсы стран должны обслуживать не интересы стран, а новое гражданское развитие, что только и сможет вновь обеспечить глобальную безопасность.

 

Ниал Фергюсон vs. Фарид Закария: в сумерках старого глобализма

Ведущий историк и ведущий политолог обсуждают крах прежнего понимания международной политики как системы сдержек и противовесов. Нынешняя международная политика непредсказуема: значит ли это, что национальным государствам было слишком много позволено, как думает Фергюсон, или что, наоборот, им было слишком мало позволено, как полагает Закария? Фергюсон — всегдашний поклонник идеи Содружества наций, для него государства, не желающие взаимодействовать, сразу оказываются агрессорами, жертвами собственного ресентимента. Исламский мир, Китай и Россия — носители ресентимента, не умеющие справиться с собственными политическими страстями. Фергюсон требует пересмотра роли США: с концом Холодной войны этому государству слишком легко достаются победы, а нужно учиться вовсю действовать и после конца либерального миропорядка. Столпы прежнего миропорядка рухнули, США, Британия, Европа и Китай должны выработать новые правила взаимодействия.

Фарид Закария не соглашается: либеральный миропорядок нуждается в расширении и поправках, но не в переосмыслении. Не надо придумывать новых понятий для того, что и так уже работает. Реабилитация либерального миропорядка — вопрос ближайшего будущего: нужно вернуться к старому понятию res publica — общего дела, которое начато не нами, но которого для нас никто не отменял. Всемирная миссия США — напоминать, что не могут отменять миропорядок те, кто его не строили.

 

Корни и будущее популизма: как мы до этого дошли?

Популизм — это не просто опора на большинство. За ним — всегда стечение уникальных обстоятельств. Старый популизм возникал из страха перед новациями и тяги к экономическим и политическим мобилизациям. Старый популизм был отчетливо правым: левые популисты не могли настаивать на тотальной мобилизации как главном средстве решения проблем, и потому левое движение никогда не было популистским в полной мере.

Популизм Трампа наследует правому популизму в своих страхах, но не в позитивной программе. Этот популизм — результат развития новых медиа, информационной революции, косвенно приведшей к мобилизации вокруг ксенофобских и реакционных идей. Но это не правый популизм в традиционном смысле, так как Трамп настаивает на особой миссии США, которая должна оказаться убедительнее миссий других стран. Старый популизм обосновывал мировую миссию внутренней мобилизацией — новый популизм, напротив, превращает международную политику в способ решения внутренних проблем. Но это приводит к выхолащиванию смысла международной политики и знаменует скорый кризис популизма, после чего США должны стать вновь «мировым полицейским» в смысле выстраивания гарантий безопасности и обеспечения максимальной эффективности мирового полиса.

 

«Моральный полицейский»: Америка в глобальном мире

Должна ли Америка вмешиваться в дела стран, угрожающих не только безопасности в регионе, но и собственному населению? Прежняя политика США строилась на подавлении стран, угрожающих существованию и безопасности соседних стран. Но как быть со странами, в которых неэффективная или злонамеренная политика правительств приводит к голоду, эпидемиям, террору, геноциду? Можно ли стоять в стороне, когда попрание человечности в этих странах угрожает моральному климату всего мира? Фарид Закария считает, что США не просто могут вмешиваться в дела этих стран, но и имеют для этого все необходимые инструменты — и не столько военные, сколько экономические и дипломатические.

Нужно только перейти от старой политики эмбарго и точечных ударов, грозившей осложнениями, к новой политике принуждения к выполнению обязательств перед всеми сторонами. Страны, не выполняющие обязательств перед миром по сохранению экономической, экологической или моральной безопасности, должны быть мгновенно лишены не только прямого, но и косвенного покровительства (это и есть «полицейская» политика взамен неправильной политики подкупов и угроз, сдержек и противовесов). Таково возвращение во «всемирную политику»: всемирный полис будет для этих стран единственным выходом, якорем для самоутверждения. В целом, идея содружества наций устарела — мы действительно на руинах этой идеи; но идея политики никогда не устаревает: политическое действие — главный рецепт перемен.

Комментарии

Самое читаемое за месяц