Киберфеминизм об общих бедах и общих текстах

Йельская лекция Донны Харауэй: голоса великих

Видео 24.11.2017 // 330

Профессор Донна Харауэй, лидер постгуманистического феминизма, говорит о том, как oddkin, «странное родство», «странносоплеменность» людей и всего живого, может стать предметом историй для спасения всего живого. Техногенные катастрофы, число которых будет только возрастать, заставляют нас относиться к природе не как к условиям жизни, а как к общей беде и надежде нашего сознания. Угрозы становятся все более непредсказуемыми, и на этот вызов нужно ответить новым развитием воображения: в природе нужно искать образы для будущего человечества. Наблюдая за ростом грибов или жизнью насекомых, мы находим образы нейронных связей, следя внимательно за эволюцией любых организмов, мы вдохновляемся примерами радикального преодоления себя. Природа не должна мыслиться как система подчинений и зависимостей, но как kin, племя, союз разных форм живого, желающего жить. Человечество тогда — это oddkin, странное племя, которое желает не только испытать на себе власть жизни, но и услышать рассказ. Дурно рассказанные истории уводят человечество от его предназначения в сторону ненужных повторений, тавтологий расы, класса или гендера, обрушивающихся в ненужные конфликты. Но задача человечества — не создать искусственный интеллект, не воспитать нового человека и не колонизировать галактику, как думают самозабвенные рассказчики «историй». Задача человека — признать новое племя, племя дружественных сил природы, когда биотехнологии и свободная эволюция исправят былые ошибки человечества. В лекции намечены разные пути такого признания. Противопоставить цунами и другим климатическим изменениям внимание к многообразию жизненных форм и их способности создавать микроклимат для всего человечества. Противопоставить раздробленности человечества содружество с животными, которое бывает разным в разных традициях, но благодаря которому и традиции лучше поймут друг друга. Противопоставить хищнической эксплуатации природы судьбу своего рода, гендера, расы и племени, показав, к каким тяжелым жертвам приводит взаимная эксплуатация. Эмпатия привычного вида, как эмоциональное переживание, устарела, но еще не забыты рассказы, которые пробуждают нас к новой жизни.

Комментарии