Доклад востоковеда Юлии Мининой

Совместный лекторий Gefter.ru и журнала «Знание — сила» (22 декабря 2017 года)

Видео 22.01.2018 // 222

История развития вьетнамской культуры представляет собой многовековой диалог собственно вьетских традиций и заимствований извне — как добровольных, происходивших естественным путем, так и привнесенных путем насильственного насаждения. Государства вьетнамцев располагались на так называемом перекрестке культур. С севера угрожали китайские империи и государства, на юге располагались другие противники — тямы и кхмеры, через которых во Вьетнам проникало индийское влияние. Морские пути приводили во Вьетнам не только торговцев, но и европейских миссионеров, а в конце XIX века — французских колонизаторов.

Немногим меньше тысячелетия продлилась зависимость Вьетнама от китайских правителей, почти семь десятков лет страна являлась французской колонией. Тем не менее, мощный остов вьетнамской культуры выстоял.

В наши дни Вьетнам — одна из стран Юго-Восточной Азии, которая преодолевает экономический разрыв с Западом наиболее стремительными темпами. Вьетнам называют «малым тигром» по аналогии с Китаем, заслуживающим звания «тигра большого». Такой успех — результат внутреннего социально-экономического развития, деятельности самих вьетнамцев, а также следствие высокой способности вьетнамцев к адаптации и ассимиляции самых различных элементов иностранной культуры.

Климатогеографические, религиозные, экономические особенности Вьетнама способствовали формированию у вьетнамцев особого мировоззрения, которое разительно отличается от русской картины мира, от русского менталитета. Религиозный синкретизм (триада «конфуцианство — буддизм — даосизм») и древние исконные верования вьетнамцев (культ предков) породили уникальную культуру, различные аспекты которой обсуждаются в ходе лекции.

Юлия Минина — преподаватель Института восточных культур и античности РГГУ, филолог, историк, переводчик вьетнамской поэзии, медицинский переводчик. В сферу основных научных интересов входят история древних государств Востока, вьетнамская литература, культура тела в рамках азиатских сообществ.

Комментарии