Четвертый кремлевский срок. Пять поинтов на будущее

РФ до и после 18 марта 2018 года. Россия на перепутье

Политика 28.02.2018 // 2 647
© Оригинальное фото: Пресс-служба Президента России [CC BY 4.0]

От редакции: Пул экспертных сценариев на Gefter.ru.

Ключевые вопросы, которые неизбежно будут вставать на протяжении четвертого (пятого) срока президента Владимира Путина, связаны с порядком престолонаследия и принятием ключевых решений, касающихся его окружения. Но начнем с граждан и их перспектив.

1. Люди и их работа. В России живут десятки миллионов работающих людей, получающих крошечную зарплату. То обстоятельство, что они одновременно и не безработные, и бедные, привязывает их к регионам, в которых у них нет перспектив. Многие из них могли бы реализоваться у себя дома, если бы условия для бизнеса были бы лучше, или найти себя в более конкурентных регионах, где есть на них спрос. А пока люди живут отходничеством, зарабатывают в «ненаблюдаемой экономике» или даже в криминальной, испытывая все меньше потребности иметь дело с государством. И люди будут уходить все дальше: тихое, нереволюционное размежевание с государством будет продолжаться.

2. Государство в экономике. Точно неизвестно, какова доля государства в российской экономике, но эта доля очень велика и продолжает расти. МВФ и Федеральная антимонопольная служба четыре года назад определяли долю ВВП, генерируемую госкомпаниями и компаниями с госучастием, в 70%. С тех пор огромное количество частных корпораций обанкротилось или было продано государственным, множество частных банков было санировано и переведено на баланс госбанков или Фонда консолидации банковских активов. Трудно представить себе, что государство, не претендующее к тому же на звание социалистического, может долго и осмысленно управлять такой махиной. Вопрос большой распродажи так или иначе будет висеть над правительством, а большая распродажа — это «новые 90-е».

3. Москва и регионы. «Майские указы» Путина, появившиеся в самом начале минувшего срока, могут сказаться и на следующем сроке. Возложенная на регионы необходимость выплачивать повышенные зарплаты перекосила бюджеты и загнала множество регионов в гигантский минус. Возможности решать проблемы самостоятельно у большинства регионов при нынешнем объеме изъятия поступлений и общем характере отношений с Москвой нет. Но бесконечно продолжаться это не может. Дело не в абстрактном стремлении к «суверенитету», которого нет, а в давно назревшей необходимости дать регионам, то есть стране, возможность принимать собственные решения и развиваться.

4. Путин и его срок. Путину придется решить вопрос: передавать власть преемнику в течение этого срока или вносить поправки в Конституцию и оставаться на неопределенный срок. Недавнее решение председателя КНР Си Цзиньпина отменить ограничение собственного пребывания у власти двумя сроками может сыграть тут некоторую роль. Все факторы, существенные для Кремля, конечно, внутренние, но действовавшее в Китае до сих пор правило ротации высших руководителей могло служить образцом, к которому следовало бы стремиться. А может быть Путин именно после решения Си захочет быть на его фоне «европейцем».

5. Опричники Путина. Путин создал вокруг себя теневое «частно-государственное» пространство, представители которого давали о себе знать в Крыму, на востоке Украины, в Сирии, в операциях сетевого троллинга, а возможно и в истории с «кокаиновым самолетом». Этот теневой конгломерат возник как попытка создать инструменты быстрого реагирования, никак не зависящие от официальной цепочки командования в зарегулированном до предела государстве. Конечно, таким образом решается и вопрос вознаграждения слуг государевых — ситуация, которая со стороны выглядит как коррупция (и ею является). Отношения с этим неформальным и разнородным кругом обязанных Путину людей, многие из которых в нормальной ситуации считались бы преступниками, нельзя просто так передать кому-то другому. Решив уйти, Путин должен будет решить их вопрос, иначе последствия для него и страны могут быть непредсказуемыми. Или он должен будет уйти «наполовину», сделав должность главы «обычного» государства выборной, но оставив за собой контроль за государством теневым. Это так сложно, что проще вообще не уходить, но бесконечное сидение на месте из стабилизирующего фактора может легко превратиться в дестабилизирующий.

Комментарии