7 апреля начинается онлайн-курс «Образ Сибири в советском кинотексте»

Спикеры: Михаил Рожанский и Ирина Басалаева

Новости 05.04.2018 // 273
© Кадр из фильма «Жестокость» (реж. В. Скуйбин, СССР, 1959 г.)

О чем курс:

Почему для сценаристов и режиссёров советского времени была важна тема Сибири

Как менялась роль этой темы и вместе с ней образ Сибири на протяжении советского периода

Что фильмы о Сибири говорят о социальной истории России, идеологии и идеалах

Спикеры:

Михаил Рожанский — историк, кандидат философских наук, занимается темой Сибири в советском кино.

Ирина Басалаева — кандидат философских наук, исследует семантику сибирского кинотекста

Программа курса

— Вдалеке от столицы: от советской глубинки к заповеднику настоящего (1930-е — 1940-е), 7 апреля, 11:00 (Мск):

Слагаемые канонического образа сибиряка и элементы сюжетосложения

Изобретение сибиряков в фильмах тридцатых годов

Почему тема Сибири оказалась важной для нового советского патриотизма

Как сформировался канонический кинообраз Сибири («Сказание о Земле Сибирской»)

Почему он стал опорным и устойчивым конструктом в исторической памяти сибиряков

— «Настоящий человек» в «оттепельном кино», 21 апреля, 11:00 (Мск):

Сибирь как место испытания и жизни советского идеализма

«Суровый стиль» в кино: («Жестокость» и «Неотправленное письмо»)

Ироническое усложнение сибирского кинотекста

«Смешные сибиряки» 1960-х («Карьера Димы Горина», «Начальник Чукотки», «Живёт такой парень»)

— Власть, человек и природа. Противоречия советской цивилизации в фильмах о сибирских стройках (1960-е — 1970-е):

Люди дела и коммунистическая риторика

Отзвуки сибирского сопротивления («На диком бреге», «У озера», «Прощание»)

Столкновение советского и народного идеала на просторах Сибири (киноэпопея «Сибириада»)

— Колонизация Сибири: мужское и женское, брутальность и мужество:

Романтика и агрессия как две стороны колонизации

Мужские и женские метафоры покорения Сибири (эпопея «Ермак»)

Сибиряк и туземец: одно пространство, разные антропологии. Функции туземца

Кинематографическая Сибирь как туземная окраина: от колониальной империи к «постколониальной» федерации

— Арктика в сибирском кинотексте. Пространственные образы Сибири:

Причины устойчивости арктической темы в сибирских фильмах 1930–2010-х гг.

Новые образы Арктики в 2000-е («Как я провёл этим летом», «Территория», 2015)

Пространственные образы Сибири в цифровой оптике («Сибирь. Монамур», «Край», «Ангелы революции», «Территория», 2015)

— Настоящие про настоящее, или Как устроены «Счастливые люди»:

Очевидная поверхность популярного документального сериала и неочевидные «внутренности» его идеологии

Трансформации сибирского кинотекста в эпоху дигитальных технологий

Подробности и регистрация: http://siberiancontext.tilda.ws/projects/sibir-v-kinotekste

Комментарии