Рейтинг коррупции от “Transparency International” по-прежнему достоверен?
Как измерить уровень коррупции в стране? Если злоупотребление служебным положением в личных целях обычно совершается в секрете, под столом, за закрытыми дверями, как можно систематично — и достоверно — измерять его масштаб и глубину?
Вот уже почти двадцать лет неправительственная организация Transparency International присваивает баллы и ранжирует страны в соответствии с тем, насколько коррумпированным воспринимается их государственных сектор. Результаты Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2013 год были опубликованы 3 декабря.
Используя 15 источников данных и основываясь на восприятии деловых кругов и региональных экспертов, ИВК-2013 ранжирует 177 стран по шкале от 1 до 100, где 0 означает, что государственный сектор страны воспринимается как «крайне коррумпированный», а 100 — как «очень чистый».
Список стран с наименьшим уровнем восприятия коррупции государственного сектора возглавляют Дания и Новая Зеландия; Афганистан, Северная Корея и Сомали его замыкают. Более двух третей из 177 стран получили менее 50 баллов — пропорция, очень похожая на результаты прошлых лет.
Австралия показала рейтинг «самого стремительного падения» — вместе с такими странами, как Сирия, Ливия, Мали, Испания, Маврикий, Исландия и Гватемала. Наиболее значительные улучшения продемонстрировали Бирма, Сенегал, Непал, Греция и Лесото.
Transparency International заявляет, что ИВК — «наиболее часто использующийся индикатор коррупции во всем мире». Солидный и часто цитируемый индекс, однако, получает изрядную долю критики в последние двадцать лет.
Некоторые обвиняют ИВК в том, что он опирается на мнения небольших групп экспертов и бизнесменов. Это, по словам Алекса Кобхэма, сотрудника Центра мирового развития, «приводит к сильному и дезориентирующему перекосу в сторону элит в народном восприятии коррупции» и может вызвать неадекватные ответные меры в области политики.
Ранее в этом году в статье под названием «Коррумпирующее восприятие» (Corrupting Perceptions) для издания Foreign Policy Кобхэм заявил, что Transparency International следует отказаться от Индекса восприятия коррупции. Он считает, что намного полезнее будет собирать более убедительные доказательства реальной коррупции или информацию о том, как влияет или не влияет коррупция на граждан. «Индекс коррумпирует восприятие настолько сильно, что сложно найти оправдание тому, что его публикации продолжаются», — говорит он.
Кое-кто утверждает, что в одной-единственной цифре просто невозможно отразить масштаб и глубину таких комплексных вопросов, как коррупция, и соответствующим образом ранжировать страны. «Индекс привлекает необходимое внимание, но он затмевает другую деятельность Transparency International и делает организацию мишенью для критики», — пишет Economist в 2010 году в статье, которая называет ИВК «мутным» инструментом измерения.
Transparency International защищает свой подход, утверждая, что сбор мнений экспертов — это наиболее надежный метод сравнения относительного уровня коррупции в разных странах.
«Коррупция, как правило, — это нелегальная деятельность, которая тщательно скрывается и становится явной только в результате скандалов, расследований и судебных дел, — заявляют представители этой неправительственной организации. — Нет никакого эффективного способа определить абсолютный уровень коррупции в странах или на территориях на основании чисто эмпирических данных. Возможные попытки сделать это, например, путем сравнения данных в СМИ о количестве взяток, возбужденных уголовных преследований или изучения судебных дел, напрямую связанных с коррупцией, не могут являться определяющими показателями ее уровня. Наоборот, они показывают, насколько эффективны следователи, суды и средства массовой информации в расследовании и разоблачении коррупции».
Хотя ИВК и является наиболее известным продуктом Transparency International, организация признает, что он не может отразить всю совокупность картины. Отныне Transparency International занимается разработкой ряда других инструментов, в том числе «Барометра мировой коррупции», который изучит восприятие граждан, их личный опыт, связанный с коррупцией, но также и «Индекса взяткодателей», который ранжирует страны-экспортеры в соответствии с восприятием вероятностей того, что их фирмам придется давать взятки за границей.
Данные ИВК-2013 приведены ниже. Как же их можно применить?
Индекс восприятия коррупции – 2013 | ||
Страна/Территория | Место | ИИВК-2013, баллы |
Denmark | 1 | 91 |
New Zealand | 1 | 91 |
Finland | 3 | 89 |
Sweden | 3 | 89 |
Norway | 5 | 86 |
Singapore | 5 | 86 |
Switzerland | 7 | 85 |
Netherlands | 8 | 83 |
Australia | 9 | 81 |
Canada | 9 | 81 |
Luxembourg | 11 | 80 |
Germany | 12 | 78 |
Iceland | 12 | 78 |
United Kingdom | 14 | 76 |
Barbados | 15 | 75 |
Belgium | 15 | 75 |
Hong Kong | 15 | 75 |
Japan | 18 | 74 |
Uruguay | 19 | 73 |
United States | 19 | 73 |
Ireland | 21 | 72 |
Bahamas | 22 | 71 |
Chile | 22 | 71 |
France | 22 | 71 |
Saint Lucia | 22 | 71 |
Austria | 26 | 69 |
United Arab Emirates | 26 | 69 |
Estonia | 28 | 68 |
Qatar | 28 | 68 |
Botswana | 30 | 64 |
Bhutan | 31 | 63 |
Cyprus | 31 | 63 |
Portugal | 33 | 62 |
Puerto Rico | 33 | 62 |
Saint Vincent and the Grenadines | 33 | 62 |
Israel | 36 | 61 |
Taiwan | 36 | 61 |
Brunei | 38 | 60 |
Poland | 38 | 60 |
Spain | 40 | 59 |
Cape Verde | 41 | 58 |
Dominica | 41 | 58 |
Lithuania | 43 | 57 |
Slovenia | 43 | 57 |
Malta | 45 | 56 |
Korea (South) | 46 | 55 |
Hungary | 47 | 54 |
Seychelles | 47 | 54 |
Costa Rica | 49 | 53 |
Latvia | 49 | 53 |
Rwanda | 49 | 53 |
Mauritius | 52 | 52 |
Malaysia | 53 | 50 |
Turkey | 53 | 50 |
Georgia | 55 | 49 |
Lesotho | 55 | 49 |
Bahrain | 57 | 48 |
Croatia | 57 | 48 |
Czech Republic | 57 | 48 |
Namibia | 57 | 48 |
Oman | 61 | 47 |
Slovakia | 61 | 47 |
Cuba | 63 | 46 |
Ghana | 63 | 46 |
Saudi Arabia | 63 | 46 |
Jordan | 66 | 45 |
Macedonia | 67 | 44 |
Montenegro | 67 | 44 |
Italy | 69 | 43 |
Kuwait | 69 | 43 |
Romania | 69 | 43 |
Bosnia and Herzegovina | 72 | 42 |
Brazil | 72 | 42 |
Sao Tome and Principe | 72 | 42 |
Serbia | 72 | 42 |
South Africa | 72 | 42 |
Bulgaria | 77 | 41 |
Senegal | 77 | 41 |
Tunisia | 77 | 41 |
China | 80 | 40 |
Greece | 80 | 40 |
Swaziland | 82 | 39 |
Burkina Faso | 83 | 38 |
El Salvador | 83 | 38 |
Jamaica | 83 | 38 |
Liberia | 83 | 38 |
Mongolia | 83 | 38 |
Peru | 83 | 38 |
Trinidad and Tobago | 83 | 38 |
Zambia | 83 | 38 |
Malawi | 91 | 37 |
Morocco | 91 | 37 |
Sri Lanka | 91 | 37 |
Algeria | 94 | 36 |
Armenia | 94 | 36 |
Benin | 94 | 36 |
Colombia | 94 | 36 |
Djibouti | 94 | 36 |
India | 94 | 36 |
Philippines | 94 | 36 |
Suriname | 94 | 36 |
Ecuador | 102 | 35 |
Moldova | 102 | 35 |
Panama | 102 | 35 |
Thailand | 102 | 35 |
Argentina | 106 | 34 |
Bolivia | 106 | 34 |
Gabon | 106 | 34 |
Mexico | 106 | 34 |
Niger | 106 | 34 |
Ethiopia | 111 | 33 |
Kosovo | 111 | 33 |
Tanzania | 111 | 33 |
Egypt | 114 | 32 |
Indonesia | 114 | 32 |
Albania | 116 | 31 |
Nepal | 116 | 31 |
Vietnam | 116 | 31 |
Mauritania | 119 | 30 |
Mozambique | 119 | 30 |
Sierra Leone | 119 | 30 |
Timor-Leste | 119 | 30 |
Belarus | 123 | 29 |
Dominican Republic | 123 | 29 |
Guatemala | 123 | 29 |
Togo | 123 | 29 |
Azerbaijan | 127 | 28 |
Comoros | 127 | 28 |
Gambia | 127 | 28 |
Lebanon | 127 | 28 |
Madagascar | 127 | 28 |
Mali | 127 | 28 |
Nicaragua | 127 | 28 |
Pakistan | 127 | 28 |
Russia | 127 | 28 |
Bangladesh | 136 | 27 |
Côte d´Ivoire | 136 | 27 |
Guyana | 136 | 27 |
Kenya | 136 | 27 |
Honduras | 140 | 26 |
Kazakhstan | 140 | 26 |
Laos | 140 | 26 |
Uganda | 140 | 26 |
Cameroon | 144 | 25 |
Central African Republic | 144 | 25 |
Iran | 144 | 25 |
Nigeria | 144 | 25 |
Papua New Guinea | 144 | 25 |
Ukraine | 144 | 25 |
Guinea | 150 | 24 |
Kyrgyzstan | 150 | 24 |
Paraguay | 150 | 24 |
Angola | 153 | 23 |
Congo Republic | 154 | 22 |
Democratic Republic of the Congo | 154 | 22 |
Tajikistan | 154 | 22 |
Burundi | 157 | 21 |
Myanmar | 157 | 21 |
Zimbabwe | 157 | 21 |
Cambodia | 160 | 20 |
Eritrea | 160 | 20 |
Venezuela | 160 | 20 |
Chad | 163 | 19 |
Equatorial Guinea | 163 | 19 |
Guinea-Bissau | 163 | 19 |
Haiti | 163 | 19 |
Yemen | 167 | 18 |
Syria | 168 | 17 |
Turkmenistan | 168 | 17 |
Uzbekistan | 168 | 17 |
Iraq | 171 | 16 |
Libya | 172 | 15 |
South Sudan | 173 | 14 |
Sudan | 174 | 11 |
Afghanistan | 175 | 8 |
Korea (North) | 175 | 8 |
Somalia | 175 | 8 |
Источник: The Guardian
Комментарии