Инна Булкина
Главная задача Майдана — не повторить прежних ошибок
В политической драматургии настало время, когда хор может сыграть почти безупречную драму.
© Christiaan Triebert
Последние три дня Украина прожила столь стремительно, что аналитики и прогнозисты порой не успевали сформулировать то, что от них требовалось по факту: текст устаревал раньше, чем автор ставил точку, события опережали не только анализ, но и репортаж. Между подписанием соглашения Януковича (еще президента) с оппозицией не прошло даже оговоренных 48 часов, когда Конституция 2004 года уже как бы вступила в силу, а сам Янукович перестал быть президентом.
Янукович еще успел подписать документ о переносе выборов на декабрь 2014-го, но менее чем через сутки была объявлена новая дата выборов — 25 мая.
В субботу утром стало известно, что Янукович вылетел в Харьков, где местные два богатыря — губернатор Геннадий Кернес и мэр Михаил Добкин (в просторечии Допа и Гепа) — объявили об открытии «Украинского фронта» и фактически пригрозили украинской Вандеей. Но широко объявленный съезд новой политической силы еще не успел закончиться, как вновь назначенные Минин и Пожарский отбыли в направлении российской границы, а президент с сомнительной легитимностью исчез с радаров. «У нас еще есть живой легитимный президент, правда, мы не знаем, где он», — заявил любимый персонаж российских ток-шоу, замглавы фракции регионалов Олег Царев. Впрочем, на этот момент 328 депутатов Верховной рады уже проголосовали за отставку Януковича (замечательно, что среди них были и те, кто составлял большинство при голосовании за диктаторские законы, да и вообще все эти люди до того исправно голосовали по указке своего президента).
Похоже, Янукович не был готов к такой развязке, и в последнем своем обращении он говорил удивительные вещи. Кажется, это был единственный в своем роде текст, который по большей части составил он сам, без помощи спичрайтеров, и это говорил действительно Янукович, а не опытная Анна Герман, до сей поры отвечавшая за все его слова (по-украински это называется точным словом «речник»). Суть этой не очень связной речи сводилась к тому, что «я не знаю, что я буду делать», но главное, что Янукович пытался донести — он легитимен и еще вчера ему давали гарантии весьма уважаемые люди: «Я не собираюсь уезжать из страны, я не собираюсь подавать в отставку. Я законно избранный президент. Мне все международные посредники давали гарантию безопасности, я посмотрю, как они это будут делать. То, что сейчас происходит, — и вандализм, и государственный переворот. Я еще не знаю, как я это буду делать».
И Янукович по-своему прав: когда днем раньше он подписывал соглашение, он и в самом деле подписывал его под определенные гарантии. И что теперь делать с этими гарантиями? И вообще с институтом международных посредников, выступающих гарантами в подобного рода ситуациях?
Наблюдатели отмечают, что во всем том, что произошло в Киеве 22 февраля, было множество юридических несообразностей и формально вопросы могут возникнуть.
Были неизбежные «революционные издержки» вроде массового паломничества в Межигорье или бессмысленного захвата Министерства культуры (захватчиков было человек 20, ничем, кроме урны с бутылками, конфетными коробками и копеечными счетами за электричество, они не разжились). Но природа подобного рода «послепобедных» дискурсов всегда одинакова — победителей не судят, и по причине этого, или вследствие этого, победители обычно совершают массу глупостей. Иногда — отменяющих победу. Так это случилось в 2005 году, и сейчас главная забота сознательной части Майдана — не повторить прежних ошибок. Отчасти поэтому так сдержанно встретил Майдан харьковскую сиделицу, и, кажется, не было никого в его «фейсбучном представительстве», кто бы не отметил неадекватность ее речей и ее абсолютную неуместность в новом политическом ландшафте: «С выражением рассказала Майдану просмотренный ролик о Майдане и раздала распоряжения. “Ви мусите!” (“Вы должны!”) Это ты, тетя, мусиш».
«Юля, хватит!» — так называлась передовица «Украинской правды», появившаяся на следующее утро. Украине сейчас требуется полная политическая перезагрузка, об этом говорят все, но точно также все говорят, что именно сейчас произойдет то, что происходит всегда в таких случаях: глупость, хитрость и жадность придут туда, где еще вчера пребывали мудрость, отвага и бескорыстие. Освистанные Майданом картонные вожди разберут портфели. Электорат Тимошенко не совпадает с молодой элитой Майдана, и не исключено, что ей таки удастся выиграть выборы в мае, и тогда она вернет себе все диктаторские полномочия, которые такой ценой были отняты у Януковича.
Но это худший сценарий, и дай бог, он не осуществится. Вообще еще ничего не кончено, и вчера ночью харьковский «Оплот» (деревянное войско, оставленное на произвол судьбы Допой и Гепой) ворвался на местный Майдан и заблокировал в здании госадминистрации тамошних активистов во главе с Сергеем Жаданом. Все обошлось, и в воскресенье Харьков вновь вышел на свой Майдан.
Так что Майдан победил, но Майдан продолжает стоять.
Источник: Ежедневный журнал
Комментарии