Украина после Януковича глазами историка

Картографируя настоящее Украины, важно уже сейчас соблюсти масштабы.

Политика 17.03.2014 // 2 343
© Bastian Staude

Профессиональному историку, с одной стороны, труднее определить, что происходит сегодня в Украине, поскольку его категориальный аппарат иной, чем у политологов или социологов. С другой стороны, без истории нельзя понять современный украинский феномен, о котором с тревогой и надеждой заговорили в мире. По крайней мере, интерес мирового сообщества к Украине сегодня такой же, как в 1991 и 2004 годах, если не больше. Разумеется, динамика событий в настоящее время такова, что любые оценки и тем более прогнозы устаревают в течение нескольких часов, не говоря уже о днях. Возможно, эти строки устаревают в процессе их написания. Тем не менее, стоит хотя бы попытаться связать нынешнее с прошлым, определить ориентиры на ближайшее будущее, чтобы понять, где мы и что с нами происходит?

То, что мы видим сегодня в Украине, — продолжающийся демонтаж советского строя, сложившегося еще во времена Брежнева. Именно тогда сформировалась и оттуда пришла основная часть нынешней украинской политической, чиновничьей и бизнес-элиты. Бывший теперь уже и, к счастью, целый и невредимый глава Верховной Рады Украины; руководитель фракции Партии регионов; «крепкие хозяйственники» — руководители крупных промышленных предприятий-монополистов на востоке, чья продукция, как выяснилось, не отвечает европейским стандартам; комсомольские бизнес-циники и агитаторы-коммунисты… Их политическая риторика содержит традиционный набор советских символов — от «заботы о людях» и «дружбы братских народов» до «борьбы с фашизмом» и «загнивающим Западом»… Их политическая культура основана на демагогии, популизме, двойной законности и двойной морали. Что здесь нового, что современного?..

Разложение советских институций и коллективных ценностей, ставшее очевидным уже во времена Брежнева, которые для многих советских людей и сегодня остаются символом «золотого века», затянулось во времени и приобрело различные модификации на пространстве бывшего СССР. В Белоруссии разложение советской системы ценностей удалось приостановить и на время законсервировать авторитарными методами; для этого понадобился харизматический лидер. В России развитие пошло в направлении синтеза традиционного, православно-имперского национализма и технической модернизации; для этого также нашелся харизматический, авторитарный лидер. В некоторых азиатских республиках наблюдаем регресс и демодернизацию. В Прибалтике — наоборот…

В Украине провинциальная, советско-партийная и хозяйственная элита стала стремительно сливаться с криминалом, кульминацией чего стало избрание на государственные должности людей с откровенно криминальным прошлым и таковым же, надеюсь, будущим. В этом случае, как видно, авторитаризм оказался без всякой харизмы: каждый последующий украинский президент выглядит хуже своего предшественника с точки зрения профессиональной политической, да и персональной культуры и этики. То, что режим Януковича опирался на криминализованные элементы и коррумпированные структуры в прогнившем государственном аппарате, вполне логично. Люмпен, под именем «титушек» зарабатывающий на жизнь грязной работой против политических оппонентов и конкурентов в бизнесе, давно стал элементом поддержания разложившегося советского строя. Надо ли напоминать, что он всегда оставался «социально близким» в советской системе ценностей?..

Другим краеугольным камнем в основе режима, сложившегося за последние 20 лет, можно смело считать остатки «единой исторической общности людей — советского народа», прежде всего так называемых «бюджетников». В их числе — всевозможные светские и воцерковленные чиновники, штатные и добровольные пропагандисты из числа преподавателей и журналистов. Их и сегодня начальство гоняет на всевозможные митинги и собрания, держит в вечном страхе потерять убогую зарплату или пенсию. Их неловкое соседство с криминалом порой приводит к трагикомическим эпизодам: «Топаз, дай команду, Топа-а-а-з…!» — так завершился диалог провластного пропагандиста с лидером «титушек» в Мариинском парке Киева. Журналист в результате получил по голове, а Топаз команды так и не дал…

Советизированная academia, сформированная выходцами «из народа», пока еще не получила подобного урока. Она продолжает деградировать морально и профессионально вместе с остальными сегментами разлагающейся системы. Интеллектуалы, образованные люди в Украине добровольно выбирают во власть люмпенов из криминальной среды. Сервильное письмо харьковских ректоров в поддержку режима Януковича и его представителей в Харькове в 2010 году — типично советское. Наделение коррумпированных чиновников и нуворишей научными степенями и званиями, коррупция в вузах, имитация научной деятельности и корпоративной культуры — во всем этом нет ничего нового.

Политический и социокультурный феномен украинского Майдана еще предстоит изучить, но его причины уже сейчас можно выразить одним словом: «достали!». Человеческая природа в основе своей все-таки содержит совесть, которая посещает иной раз даже откровенных негодяев и закоренелых циников и делает их более слабыми изнутри. Время от времени она дает о себе знать при виде откровенной несправедливости или вызывающей безнаказанности, толкая людей на отчаянные поступки. Преддверием нынешних событий в Украине, которым еще предстоит найти свое определение, стал не Вильнюс, а Врадиевка, районный центр в Николаевской области, в котором простые люди стихийно поднялись против «беспредела» — бесчинств бандитов в милицейских погонах — в июле 2013 года. Тем не менее, возникает вопрос: а что же дальше?..

То, что в Украине остается Янукович, его соратники и те ценности, которые они воплощают, — глубоко символично. Никто из них не прибыл сюда в запломбированных вагонах. Скомпрометировавший себя и презираемый всеми бывший президент — всего лишь порождение соответствующей социокультурной среды. Вот с ней-то что делать? Выслать ее из страны? Объявить чужеродной? Ампутировать, один за другим, восточные и южные регионы? Да ведь потом нужно будет проделать то же самое с северными и западными…Что останется в итоге — аграрная и провинциальная Бавария в пределах исторического региона?.. А главное — кому доверить сегодня деликатную миссию борцов со злом?.. Кто еще без греха?..

Советская система ценностей продолжает мутировать в направлении российского православно-имперского национализма. Пора называть вещи своими именами. Идеологической доктриной современной российской государственности выступает православно-имперский национализм времен Александра III с его программой ограниченной модернизации, возрождения московского самодержавия, ксенофобией, антисемитизмом и ненавистью к интеллектуализму. Под руководством президента Путина Россия возвращается к своим идейным истокам — официальному православию и самодержавию, плюс техническая модернизация страны… Россия в поисках себя обратилась к истории и стала ее заложницей. Не в первый раз…

Россия в ближайшее время останется основным политическим оппонентом Украины как независимого государства. Прежде всего потому, что она больше всех остальных пока еще нуждается в Украине. И речь идет не только и не столько об экономике, но и о российской идентичности. Уж слишком глубоко украинский компонент в его малороссийском обличьи вмонтирован — со времен Гоголя — в фундамент российского православно-славянского национализма. Збигнев Бжезинский прав: без Украины Россия не может оставаться прежней. Украинская идея — глубокая трещина в фундаменте российского православного национализма. Возвести на этом фундаменте новое здание вряд ли удастся.

Идея украинской идентичности, отдельной от русской, не будет воспринята Россией до тех пор, пока не изменится представление о российской идентичности, сформированной во второй половине XIX столетия и сохранившейся под покровом марксистско-ленинской риторики. Теоретически это возможно, поскольку в России, невзирая на дурман национализма, продолжает сохраняться иная культурная традиция, основанная на европейских ценностях: либерализме, толерантности, культуре диалога и модернизации. К сожалению, голоса ее представителей в последнее время почти не слышно.

Украина сможет использовать этот интеллектуальный потенциал в интересах борьбы «за нашу и вашу свободу». Условие для этого только одно: переориентация украинской государственной политики идентичности с прошлого на будущее. Как историк я призываю: хватит истории! Хватит иллюзий нашей «тысячелетней государственности» и «исконной принадлежности к Европе». Сегодняшняя Украина, подобно России, все еще остается заложницей своего прошлого. Достаточно посмотреть на линии политических разломов, совпадающие с условными границами исторически сложившихся регионов. Достаточно взглянуть на очередную кампанию борьбы с памятниками. С теми ли ветряными мельницами идет война? Ведь памятники Ленину его политические последователи давно уже меняют на монументы Сталину, попутно освящая их кадилом и ладаном. Не пора ли «оставить мертвым погребать своих мертвецов»?..

Идея и политика украинской идентичности нуждаются в «перезагрузке». Этнокультурная украинская нация привела к государственной независимости. Создание на этом фундаменте монолитного национального государства вряд ли возможно. Украина нуждается в новой идее, в переориентации с этнокультурных символов на политические. Речь не идет о том, чтобы изобрести новые символы, провозгласить второй государственный язык и превратить унитарное государство в федеральное, хотя теоретически это возможно. Речь идет о том, чтобы создать условия для формирования украинской политической нации. Для этого нужен «ежедневный референдум» и поиск консенсуса. Для этого нужен диалог.

Современная политическая украинская нация, базирующаяся на европейских ценностях, должна создаваться путем диалога и поиска разумного компромисса. Другого пути в условиях глобализации и кризиса доктрины традиционной национальной государственности я не вижу. Украинская политическая нация должна будет вобрать в себя левый социальный и русский языково-культурный компоненты. Сейчас диалог важнее, чем результат. С этой точки зрения поспешная отмена новой властью закона о региональных языках чревата серьезными политическими последствиями. Сейчас уже неважно, глупость это или провокация. Сейчас нужен видимый и прозрачный для общества диалог с партиями регионов и коммунистов, а не кулуарно принятый запрет на их деятельность. К сожалению, до сего дня украинская элита не выработала культуры диалога и компромисса. Видимо, была занята другими делами…

Обновление и постепенная десоветизация Партии регионов поможет ей обрести более современный характер, найти новых, более адекватных лидеров, способных говорить другим языком. Или хотя бы просто говорить… Эта партия может стать партией современных прагматиков-профессионалов, а не советского партхозактива. В свою очередь, диалог с коммунистами должен быть направлен на идейную ре-ориентацию этой партии в сторону украинского национал-коммунизма. Историческое наследие советской украинизации 20-х и 60-х годов XX столетия создает идейный противовес доктрине русского православного национализма. Ориентация на социальные, а не национальные категории может сделать нынешних коммунистов политическими союзниками левых программ и партий для противовеса коррумпированным и циничным олигархам, разграбившим страну.

Русский язык в качестве символа идентичности узурпирован сегодня русскими националистами, православно-славянскими фанатиками и одиозными политиками. Украине нужна специальная программа политики идентичности на русском языке. В конце концов, сколько в мире носителей английского, французского или китайского языка с различными национальными идентичностями? Сколько в мире этнических русских, являющихся членами политических американской, канадской, французской наций? Русскоязычные украинцы, проживающие в индустриальных мегаполисах, сориентированные на европейский путь развития и европейские ценности, — не слабость, а сила Украины. Им нужно подать ясный сигнал о том, что они — «наши».

Фатальная география Украины никуда не исчезнет. По крайней мере, до тех пор пока Россия снова не встанет на путь вестернизации, как это периодически бывало во времена Бориса, Петра, Екатерины и Александра. Украина остается крайне уязвимой со всех сторон, и ее дальнейшая геополитическая судьба во многом зависит от России и Европы. Не исключено, что более близкое знакомство с Европой приведет к новым разочарованиям. Для Украины ассоциация с Европейским союзом — символический выбор идентичности и связанных с ним надежд и иллюзий. Для Запада это всего лишь одно из торговых соглашений. Независимо от геополитического выбора, Украина в течение долгого времени останется периферией. Вопрос лишь в том, чьей именно: западной или восточной?..

Украина остается для многих мало предсказуемой страной. Это, в свою очередь, говорит о недостаточности экспертного знания об Украине и потребности в нем как в Украине, так и на Западе. Совершенно очевидно, что уровень и характер академических украинских студий не отвечают новым интеллектуальным вызовам. Традиционный арсенал категорий и концепций для определения национальной идентичности, ее границ, феномена регионализма, цивилизационный подход, системы коллективных ценностей и идентичностей — все это, переходя на украинский грунт, нуждается в обновлении. Украинские студии должны стать более открытыми для интерпретаций и более влиятельными в пространстве современных пограничных, геополитических, национальных, европейских, etc. студий. Но для того чтобы экспертное знание было востребовано политиками, нужна новая система взаимных отношений академической среды с политической.

Источник: Хвиля

Комментарии

Самое читаемое за месяц