Стефан Трёбст
Усилить присутствие НАТО в Восточной Европе
Историки, то и дело предлагающие сценарии политического свойства, теперь не редкость. Но их радикальные сценарии ― что-то новое.
© SHAPE
Пять месяцев потребовалось Европейскому Союзу, чтобы отреагировать на вторжение, оккупацию, и, наконец, аннексию Российской Федерацией украинского полуострова Крым, на проникновение российских наемных войск на восток Украины и на сбитый самолет МН17. В конце июля 2014 ЕС ввел третью группу санкций. При этом Брюссель старался по возможности минимизировать их негативное воздействие на население России. Наказание должны понести «вертикали власти», т.е. «силовики» в секретных службах и в армии, а также близкие к президенту олигархи, но не Иван-Рядовой-Потребитель, и уж точно не простые обыватели между Смоленском и Хабаровском.
Причинить боль Путину, но не русским
С Соединенными Штатами ЕС согласен в одном: демократические перемены изнутри, по образцу «цветных революций» в Сербии, Грузии, Украине и других странах, в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе представляют собой маловероятный сценарий. С другой стороны, американцам и европейцам известно, что высочайший рейтинг Владимира Путина легко может превратиться в свою противоположность, когда его «счастливая полоса» будет завершена, рубль упадет еще ниже, цены на продукты питания поднимутся, а пенсии и зарплаты сократятся. Не исключено также, что повстанцы «народного ополчения» («народные ополченцы») из Донбасса и бывшие офицеры российских военных спецслужб, чувствующие себя подло брошенными в беде кремлевскими господарями, устроят на Красной площади голодную забастовку и инсценируют там национал-шовинистский «Майдан». Как Западу разрубить этот гордиев узел и дать отпор агрессивной и одновременно дистанционной московской политике экспансии? Как нанести чувствительнейший удар по соратникам Путина, не причинив прямого вреда 140 миллионам граждан Российской Федерации?
Европа и США ― тактически неразумно ― еще в начале российских военных акций громко объявили о том, что исключают всякого рода ответные военные акции. По этой причине не может идти и речи о применении элитных подразделений из стран НАТО, скажем, для задержания предводителей повстанцев или сепаратистов в центре Донецка. Остаются лишь меры, нацеленные на ослабление России, без прямого вмешательства Трансатлантического союза.
НАТО всегда соблюдало договоренности
Но есть еще один шаг, в военно-политическом смысле гораздо более действенный, чем состоявшееся уже перенесение небольшого количества североамериканских боевых самолетов к восточным границам Польши и Литвы, ― это отказ НАТО от взятых на себя обязательств. Эти обязательства были прописаны в Основополагающем Акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 и дополнены в 2002 году посредством основания Совета НАТО-Россия. Самообязательства предусматривали следующее: «в нынешних и обозримых условиях безопасности» отказ от «дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил» в восточной части Центральной Европы. Расширение на восток Трансатлантического союза в то время относилось конкретно к Новым федеральным землям. Польша, Венгрия и Чешская республика вступили в НАТО лишь в 1999, балтийские республики и другие государства востока Центральной Европы и юго-восточной Европы ― уже в 2004 или в 2009 годах. Тем не менее, упоминание «обозримых условий безопасности» ясно показывает, что НАТО со своей стороны было готово распространить данные обязательства и на страны, вошедшие в его состав позже. И до сегодняшнего дня это действовало.
При этом Российская Федерация со своей стороны не соблюдала предписанного Основополагающим Актом отказа «от применения силы или угрозы силой (…) против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости», не говоря уже об «уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и (…) нерушимости границ». Не соблюдалось также и «обязательство по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной».
Отказаться от дипломатических предварительных дискуссий
Таким образом, у НАТО есть все основания отказаться от своих обязательств от 1997 в связи с политикой Москвы на Украине в 2014. Предстоящий в начале сентября в Великобритании саммит НАТО предоставляет такую возможность. Такой шаг в нынешней ситуации, когда сценарий, предусматривающий вторжение российских вооруженных сил в Восточную Украину ― с опознавательными знаками или без, или под видом гуманитарной акции ― с каждым днем становится все более вероятным, стал бы недвусмысленным посланием в путинский новый «русский мир». Это означало бы, что на восточной границе территории НАТО натянута контрольная проволока, которая способна вызвать срабатывание договора, причем незамедлительно, даже автоматически ― без новых предварительных дискуссий.
Это стало бы четким сигналом ввиду возможной новой агрессии России против Украины. В то же время такой военно-политический шаг дал бы НАТО, с учетом стран-членов в регионах от Балкан до Балтики, подлинный интеграционный сдвиг в форме форсированного создания атмосферы доверия.
Источник: Cicero
Комментарии