Пророчество Пикетти сбывается: средний класс на планете вымирает

Справедливость на весах экономических колебаний — задача для многих стран

Политика 22.12.2014 // 3 448
© Francisco Franco Perez

Новое исследование обнаруживает, что сверхбогатые люди захватили половину мировых ресурсов и их богатство продолжает расти

По результатам исследования, 1% наиболее богатых людей наложили свою лапу почти на половину мирового богатства. Думаете, это предел? Задумайтесь. Это только начало.

Ежегодный обзор мирового благосостояния (Global Annual Wealth Report) опубликованный недавно инвестиционным гигантом Credit Suisse, анализирует шокирующую тенденцию роста неравенства в мире. Исследователи показывают, что начиная с 2008 года мировое богатство с каждым годом увеличивается, а личное богатство растет самыми высокими в истории темпами. В значительной степени это происходит благодаря сильным фондовым рынкам; но плоды этого роста, в основном, получают те, кто и так богат. В то время как работники предприятий питания в Америке изнемогают, получая 10 долларов в час, инвесторы в акции этих предприятий фиксируют умножение своего богатства, не пошевелив и пальцем. И так происходит во всем мире.

Наиболее малообеспеченной половине населения теперь принадлежит менее 1% совокупного богатства, и они отчаянно стараются удержать хотя бы эту крохотную долю. С другой стороны, самые состоятельные 10% населения накопили ошеломляющие 87% мирового богатства. Верхнему процентилю принадлежит 48,2% мирового богатства. Пока 48,2%.

Самое страшное в богатстве сверхбогатых людей — то, о чем рассказал в своем бестселлере «Капитал в XXI веке» французский экономист Томас Пикетти. Как только они урвали большой куш, они будут богатеть еще больше, даже если будут просто сидеть сложа руки. Пикетти резюмирует эту экономическую реальность в простой и пугающей формуле: r > g.

В целом это означает, что, когда показатель доходности капитала растет быстрее, чем показатели экономического роста, как это практически всегда происходило на протяжении истории, богатые неизбежно будут становиться еще богаче, а бедные еще беднее, пока не будет осуществлено какое-то вмешательство извне, например, установлены более высокие налоги на богатство. Если r меньше g, состояние сверхбогатых людей будет уменьшаться, но если r больше g, со временем мы получим стремительный рост гигантских наследств и династий.

Так сейчас и происходит: если посмотреть на список Forbes 400 богатейших людей в Америке, мы увидим на верхних строчках больше владельцев состояний, полученных в наследство, чем увидели бы пару десятилетий назад, когда только начали упразднять политику, сдерживающую неравенство. В сегодняшней десятке богатейших людей больше отпрысков семейства Уолтон, чем предпринимателей вроде Билла Гейтса и Марка Цукерберга. Эти люди в целом не принесли никакой пользы обществу, и все же их незаслуженное влияние определяет наш политический ландшафт одним взмахом пачки купюр.

В истории были моменты, когда все было не так несимметрично. В послевоенный период неравенство сдерживалось. Правительства следили, чтобы богатые не сосредотачивали у себя богатство в столь пугающих темпах, идя на такие меры, как введение высоких налогов на роскошную недвижимость. Одновременно они разрабатывали меры, позволяющие поднять доходы менее обеспеченных граждан и дать им основные гарантии. Но это скорее исключение в истории. Чаще всего такого рода вмешательства и не были на повестке дня, и поэтому богатые продолжали присваивать себе все больше власти, поддерживая такой порядок вещей до тех пор, пока какая-нибудь революция, катастрофа либо разрушительное событие, например война, не меняло положение вещей.

Как гласит отчет Credit Suisse, «имущественное неравенство существовало на протяжении большей части истории человечества. Обладание богатством часто приравнивалось к землевладению, и богатство чаще всего приобреталось путем наследования и захвата, а не благодаря таланту или усердному труду. Тем не менее, в результате сочетания ряда факторов в течение большей части XX века имущественное неравенство в странах с высокими доходами имело тенденцию к снижению, что давало основания говорить о начале новой эры. Сейчас эта тенденция на снижение, по всей видимости, остановилась и, возможно даже, есть отход назад».

Что ж, это правильно. Мы в турбо-режиме мчимся назад к временам Аббатства Даунтон. Пикетти предупреждает, что мы находимся на ранних стадиях возврата к периоду массового неравенства, как в Великобритании XIX века или Франции XVIII века, когда правят бал огромные династические состояния, а все остальные дерутся за крохи с этих столов.

Статистика и формулы не могут передать человеческих страданий, возникающих в результате такого неравенства. В то время как мировая элита рассекает по планете на частных джетах и из своих огороженных особняков наблюдает на экранах компьютеров, как пухнет портфель их акций, беднейшая часть общества не спит всю ночь, думая о том, как оплатить лекарства для больного ребенка. Вещи, придающие жизни достоинство и смысл, — хорошее образование, приличная работа и спокойствие вследствие осознания, что у тебя есть крыша над головой, есть доктор, который позаботится о тебе в случае болезни, — становятся все более и более недосягаемыми. Беспокойство не оставляет ни на минуту, потому что одно непредвиденное обстоятельство может погрузить тебя в нищету, а если ты уже там, тебе придется провести немало времени — зачастую безрезультатно — в поисках выхода.

Однако определенное беспокойство есть и наверху. На июньской обложке консервативного журнала American Spectator изображена возмущенная толпа, следящая, как капиталиста в монокле влекут к окровавленной гильотине, — рисунок, напоминающий о терроре Французской революции. Заголовок гласит: «Новая классовая война: теория Томаса Пикетти как интеллектуальное прикрытие конфискации». В статье, сопровождающей картинку, Джеймс Пирсон предостерегает относительно революции и выросшего класса страдающих людей, которые хотят наказать богатых и отобрать их игрушки.

Это могло бы стать одним из вариантов ответа на складывающуюся ситуацию. Другим возможным вариантом стало бы признание, что неравенство является дестабилизирующим и опасным и что ненасильственные вмешательства возможны, как доказала в свое время Америка и ее «Новый курс». Что это за меры? Разумная реформа налогообложения, профсоюзы, регулирование экономики, перемены в корпоративном управлении и зарплатах СЕО, доступное образование, программы трудоустройства, расширение социальных гарантий и всеобщее здравоохранение.

В противном случае мы можем продолжить делать все по-старому и ждать еще большей катастрофы, чем экономический кризис 2007–2008 годов. В таком случае пристегните ремни. По дороге может очень сильно трясти.

Источник: Salon

Комментарии

Самое читаемое за месяц