20 лет без Михаила Гефтера

Колонки

04.02.2015 // 1 629

Политолог, историк. Президент Фонда эффективной политики, директор Русского института, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

15 февраля исполнится 20 лет со дня смерти Михаила Гефтера, историка, политического мыслителя, философа — и вечного аутсайдера, как он сам себя называл. Интернет-портал Gefter.ru, названный в его память, в меру сил старается отстаивать эту его позицию — независимого места критической гуманитарной мысли, стремящейся быть актуальной, не порывая с профессиональными критериями.

Мы думали, как отметить эту дату, и ничего не придумалось, кроме отстойных идей «а не провести ли круглый стол» или «устроим вечер воспоминаний с дебатами, актуальны ли еще его идеи?». Разумеется, Гефтер высмеял бы то и другое, хотя не обязательно что-либо предложил взамен.

Считая себя аутсайдером, Гефтер не искал славы нигилиста, театрального диссидента с жестами напоказ. Для него позиция мысли — способ во всякий момент обсуждать ситуацию без наперед заданных ограничений по глубине. Такое суждение всегда политизирует свой предмет, поступок или момент времени. То, что мы утратили эту способность, тоже можно и нужно обсуждать; это не стыдно и не запрещено. Бояться, как известно, надо только самого страха.

Итак, мы решили превратить весь этот год в год Гефтера. В течение его мы станем посвящать Михаилу Яковлевичу разборы, эссе, колонки и даже круглые столы. Среди тех событий и акций, которые, во всяком случае, уже ясны, есть гефтеровский круглый стол в рамках ежегодной конференции «Пути России» «Холодная война как генератор новых войн: дискурсивные и реальные постсоветские войны (памяти М.Я. Гефтера)».

Проблема не в том, чтобы опустелые люди, не найдя себе иного занятия, отмечали и отмечали проходящие мимо даты — как слепцы зарубки прошлого времени, которого не видят и видеть не хотят. Таких юбилеев более чем достаточно, и мы охотно обсуждаем, кого не пригласили на то или иное чествование. Но что если посвятить Гефтеру процесс критических пересмотров порядка вещей? Тем более что речь, собственно говоря, идет о порядке у нас в мозгах, а здесь «есть, где свинье порыться», сказал бы Никита Хрущев.

Умственная Россия сегодня находится в какой-то докритической, «метафизической» в кантовом смысле фазе: каждый несет, кто во что горазд, суждения не сравниваются, да и критериев сравнения нет. О правилах Поппера в такой ситуации смешно напоминать. Сегодня и полемика русских марксистов конца XIX века показалась бы нам элитарной. Кто хочет, может оставаться далее в этом состоянии — мы не хотим.

Проблема Гефтера не проблема историка, умершего 15 февраля 1995 года. Это проблема обращения мысли с русским языком в слишком жестоких ситуациях русской истории. «От движения мысли — к мыслящему движению» называлась одна из статей Михаила Гефтера. Речь — о движении XIX–XX вв., которое иссякло и оборвалось в конце 1980-х гг. Гефтер не видел в том катастрофы, но тем более настаивал, что судьба русских революций — не комикс.

Мыслящему человеку всегда обидно слышать, что он как-то «недостаточно» мыслит. Впрочем, другой великий покойник, Александр Моисеевич Пятигорский, тут сказал бы: «Что значит “недостаточно”? Да они вообще не мыслят! Они несут какую-то х*йню!» Ни у кого сегодня нет авторитета, чтобы приобщать к корпорации мыслящих и тем более из нее низвергать. Но и у плебейской демократии сетей есть права — можно ставить под вопрос себя и другого.

Редакция интернет-журнала «Гефтер» призывает читателей принять участие в формировании идеи проекта серии «Критика использования идей в современной России (К двадцатилетию со дня смерти Михаила Гефтера)». Ваши предложения просим направлять по адресу: [email protected]

Комментарии

Самое читаемое за месяц