Память о Победе: экспертная оценка

Презентация экспертно-аналитического мониторинга «70-летие Победы и политическая конъюнктура: федеральное, региональное и национально-автономное измерения» Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI), 6 апреля 2015 года, Центральный дом журналиста

Дебаты 03.06.2015 // 1 412

Структура и изменчивость исторической памяти: результаты мониторинга

В постсоветской России, особенно на протяжении последних полутора десятилетий, проводятся государственные исторические акции, связанные со знаковыми юбилеями прошлого страны. Однако до сих пор никем не предпринимались попытки независимого экспертного аудита юбилейных кампаний с точки зрения их эффективности и с обнародованием полученных результатов. Проект, реализуемый АИРО-XXI c января 2015 года, претендует на первую попытку такого рода.

День Победы — главный праздник России. Все новые даты политического календаря воспринимаются либо как просто дополнительные выходные дни, либо вообще не привлекают к себе общественного внимания. В связи с этим закономерную тревогу вызывает дальнейшая судьба Дня Победы именно как общенационального интегратора, как торжественного события, воспроизводящего субъектность российской нации.

К ветеранам войны обращено внимание всех праздничных акций. Как сохранить подлинную память о героях войны? Как наследникам Победы в будущем соединить ее государственное и военно-патриотическое значение, но при этом не забывать о личном, человеческом измерении трагического события, которое коснулось каждой семьи?

Цель мониторинга темы Победы в печатных и электронных СМИ, в пространстве Сети, произведениях художественной литературы и кино, в официальных, общественных и оппозиционных публичных акциях, в специальных выставочных и музейных мероприятиях, в научных исследованиях и публикациях — обнаружение ростков будущего актуального бытования главной духовной опоры поколений. Этому подчинен анализ новых дискурсивных практик, порожденных юбилейной кампанией, фигур умолчания и иносказаний субъектов, выстраивающих собственную идеологию праздника, и обратной связи.

Инструментарий мониторинга включает в себя:

— кластерно-проблемную фокусировку на политических и социальных субъектах, которые в своей деятельности будут формулировать повестку юбилейных мероприятий;

— классификацию и анализ дискурсивных практик, связанных с юбилеем, сопряжение этих практик с целевыми установками политических субъектов и лидеров общественного мнения;

— выстраивание рейтинга коммуникационных сред, транслирующих юбилейную повестку, оценку эффективности этих сред, прогнозирование их возможностей и организационно-интегрирующего потенциала в качестве мобилизационных площадок следующих общенациональных идеологических кампаний.

Мониторинг ведется на трех уровнях погружения в тему: федеральном; областном и национально-республиканском.

На протяжении двадцатилетней истории Ассоциация осуществляла мониторинг современной мифологии, российского историознания, создания национальных историй, новых учебников и др. (см. подробнее: www.airo-xxi.ru).

В представлении проекта участвуют:

Дмитрий Андреев, первый заместитель главного редактора альманаха «Развитие и экономика»

Петр Баратов, научный сотрудник Научно-исследовательского центра АИРО-XXI

Геннадий Бордюгов, президент Ассоциации исследователей российского общества

Людмила Гатагова, научный сотрудник Института российской истории РАН

Татьяна Филиппова, научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Ведущая — Надежда Ажгихина, Секретарь Союза журналистов РФ.

Комментарии

Самое читаемое за месяц