«Язык современной Русской православной церкви»
Материалы круглого стола Gefter.ru 29 октября 2015 года
Первый сет богословского проекта Александра Маркова в интернет-журнале «Гефтер». Обсуждение версий церковной и светской «современности», артикулированных на языке Русской православной церкви.
Участники: еп. Григорий (Лурье), еп. Григорий (Михнов-Вайтенко), о. Филипп Парфенов, Светлана Панич, Михаил Селезнев, Андрей Десницкий, Максим Мейер, Роман Багдасаров.
Цель проекта «Современное богословие» на Gefter.ru — размышление о возможности современного языка русской Церкви, ее предании и догматике, ее политических позициях, ее влиянии на общество и восприятии таковым, ее философии свободы и права. Перелом в отношении к метафизической и богословской мысли в конце 1980-х годов совпал со сломом привычных общественных отношений, привычек обживать сложившийся «жизненный мир» по-советски. Но произошел ли слом сознания, при котором появляется навык мыслить иначе, чем «принято»? Мы видим, что, несмотря на искренний энтузиазм обращений, горячность стремлений создавать духовные смыслы, позиция богословия оказалась робкой: сам язык должен был скорее поладить с имеющейся атонией сознания, чем заставить его работать по-другому. При всей независимости богословских рассуждений, их полемической заостренности и определенной подготовке духовных лиц в гуманитарных науках, не удалось предложить языка, отвечающего современной ситуации: постиндустриальной, мультикультурной, мультилингвистической. Отдельные замечания клира о глобализации выглядят как опасения и тревоги, а не как анализ. Мы пытаемся выяснить, как ресурс богословия, осуществлявшегося в разных культурах и обществах за два тысячелетия, может по-новому проблематизировать феномен современности. Есть ли у Церкви ответ на «кризис Просвещения» — не эмоциональный, но понятийный, в духе тончайшего интеллектуального аппарата восточнохристианского богословия?
Комментарии