Джозеф С. Най-младший
Век Америки: покойся с миром?
Уверенное будущее «Века Америки». Допущения или анализ?
© Flickr/Mark Fischer
Американцам следует прекратить рассуждать об «упадке». Напротив того, мы должны осознать факт нашего лидерства в грядущих десятилетиях.
В канун государственного визита китайского президента Си Цзиньпина многие политики были склонны преувеличивать могущество Китая. Однако в ближайшие десятилетия Китай не займет место Соединенных Штатов в роли силового лидера планеты.
Соединенные Штаты с конца XIX века являются самой крупной мировой экономикой. Многие экономисты ожидают, что Китай обгонит Соединенные Штаты как экономическая держава (измеряя масштабы экономики в долларах), и тем не менее прогнозы того, когда это случится, разнятся от 2030-го до 2050 года, в зависимости от того, насколько замедлится экономический рост Китая. Даже если однажды Китай перегонит Америку по общему объему экономики, нужно понимать, что геополитическая значимость измеряется кое-чем кроме этого. Власть, т.е. способность побуждать других делать то, что желаешь ты, включает три аспекта: принуждение, плату за услуги и «мягкую силу», создаваемую привлекательностью в глазах окружающего мира. Экономическое могущество — лишь составная часть этого геополитического уравнения. Но даже в этом качестве Китай по-прежнему будет отставать от нас по уровню доходов на душу населения (вот что показывает, насколько экономика эффективна). К тому же Китай уступает Соединенным Штатам в военной сфере и в «мягкой силе».
Наши военные расходы превышают военные расходы Китая в четыре раза, что же касается «мягкой силы», если верить последнему докладу лондонского консалтингового центра Portland, в его рейтинге Китай занимает 30-е место, в то время как Америка удерживается на третьем.
Если считать «Веком Америки» период после окончания Второй мировой войны, когда Соединенные Штаты — не осуществляя полный контроль — обрели центральную позицию в мировом балансе сил, то это положение, по всей вероятности, сохранится до 2041 года. Этот год будет знаменовать столетие с момента, когда сам термин был впервые произнесен Генри Льюсом. Несмотря на множество разнообразных проблем, Соединенные Штаты являются единственной развитой страной, сохраняющей высокое (третье) место в демографическом рейтинге государств. Нам не грозит упадок населения или захват другими странами. Наша зависимость от импорта энергии снизилась, мы остаемся на передовой линии развития ключевых технологий (био-, нано-, информационных), а на них основан экономический рост в современном мире; американские университеты доминируют в мировом высшем образовании; базовыми составляющими нашей культуры остаются открытость и предприимчивость. Чтобы оспорить лидерство Соединенных Штатов в этих сферах, другим странам понадобятся десятилетия.
Лидерство никогда не предполагало полного контроля над мировой политикой. «Век Америки» всегда был такой темой, в которой факты обильно перемешаны с изрядной толикой вымысла. Наибольшая доля мировых ресурсов принадлежала Америке в период после 1945 года — когда на США приходилось около половины мировой экономики — до 1970-го, когда доля США в мировом ВВП вернулась к довоенным ¼. Но даже в этот период, знаменующий пик американского влияния, США не всегда могли достичь своего. Вспомним советскую ядерную программу, захват коммунистами власти в Китае и Вьетнаме, тупик корейской войны, подавление Советами революций в Венгрии и Чехословакии.
Сегодня ключевыми проблемами глобального масштаба становятся финансовая стабильность, изменение климата и пандемии, терроризм и кибервойна. В этих сферах мы не обладаем полным контролем… Достижение наших целей в XXI столетии потребует сотрудничества с другими странами, и дружественными, и нет. В современном мире коммуникации и связь становятся важнейшими инструментами власти, и нет страны, которая была бы в центре стольких сетей и альянсов, как Соединенные Штаты.
Тем, кто объявил наступление «Века Китая», можно возразить, что мы еще не входили в «постамериканский мир». Безусловно, продолжение «Века Америки» не будет похоже на то, с чем мы столкнулись в ХХ столетии. Наша доля в мировой экономике уменьшится по сравнению с той, что была в середине прошлого века. Усложнение ситуации, вызванное подъемом других стран, а также негосударственных игроков, сделает достижение влияния и организованные действия куда более трудными.
Однако ни одна страна — включая Китай — не в состоянии нас заменить. Европе недостает единства, Россия в упадке, Индия и Бразилия остаются развивающимися странами.
Американцы должны перестать беспокоиться по поводу нашего «заката». Эти страхи порождают сумятицу и приводят к ошибочным политическим шагам. Вместо этого мы должны смело принять тот факт, что остаемся крупнейшей страной, которой предстоит лидировать и в грядущих десятилетиях.
Источник: The National Interest
Комментарии