Шесть тезисов о патриотизме

«При всей своей внушительности и самодостаточности образ “героя с оружием” призван отвлечь внимание наших соотечественников от болезненного сравнения России и Запада»

Тезисы 21.03.2016 // 4 283

1. Современный образ героя, примера для подражания, вырастает из «вульгарного неоконсерватизма», массового мировоззрения, основанного на глубоком недоверии к обществу и составляющим его индивидам.

Для носителей такого мировоззрения не существуют такие вещи, как знание и бескорыстная забота об общем благе в мирной жизни. Они признают лишь существование мнений (чужого представления) и корысти (чужой воли), а главной действующей силой в политике и общественной жизни считают козни закулисных кукловодов-заговорщиков.

В такой картине мира человек с оружием несомненно обладает нравственным превосходством над вездесущими манипуляторами: он выходит из тени и ставит на кон собственную жизнь. Он ничего никому не должен, но, напротив, благодаря подвигу обретает право менять устройство мира.

Подчеркну, что в данном случае речь идет о процессах в массовом сознании. Они не имеют никакого отношения к профессиональным военным, которые принимают участие в тех или иных операциях постольку, поскольку выполняют приказ. Как правило, они имеют четкие профессиональные представления об издержках «возвышенного». Мы говорим о культивируемой в СМИ поверхностной моде на все военное, о вызываемом ею желании у штатских походить на военных: о касках и фляжках, которые продаются в магазине «Библио-Глобус», о коммерческих предложениях «сделать из сына настоящего мужчину за две недели пребывания в особом тренировочном лагере», о командирских часах, которыми торгуют на Арбате, и т.д.

2. При всей своей внушительности и самодостаточности образ «героя с оружием» призван отвлечь внимание наших соотечественников от болезненного сравнения России и Запада.

Современный герой с оружием уже не только защитник, но и «нападающий». Он приходит в сопредельные или даже весьма далекие страны и меняет там жизнь, уподобляясь варягам, то есть действуя так, как в прошлом в соответствии с российской политической мифологией Запад действовал в отношении России. Таким образом, перед нами в действительности одно из средств индивидуальной психологической защиты, предлагаемых нашим современникам, страдающим от комплекса национальной неполноценности.

3. Пренебрежительное и высокомерное отношение к благоустройству жизни в мирное время маскирует неверие российского общества в собственные силы.

Его проявления мы видим, например, в болезненных дискуссиях, которые возникают в соцсетях, когда ставится вопрос, действительно ли Калашников сам изобрел свой автомат или это был немецкий инженер, следует ли считать индустриализацию достижением советского народа или же без участия западных корпораций она была бы невозможной, и т.д., и т.п.

4. Забвение достижений прошлого лишает возможности маневра в будущем.

Сводя достижения страны к победам на полях сражений, успеху в борьбе за жизненное пространство и ресурсы, мы упускаем из виду способность человеческого разума менять свойства окружающей среды, например, увеличивать производительность земли, находить замену дефицитным видам сырья и т.п.

5. Деятельность «героев мирного времени» обладает большим нераскрытым аффирмативным потенциалом.

Совсем недавно по историческим меркам, например, в СССР времен «оттепели» прославление героев «мирного времени» было возможным и нормальным и в нашей стране. Речь идет о тех, кто в мирное время заботятся об общем благе, — учителях, врачах, ученых и т.д. Поклонники человека с оружием могут сказать, что такие герои не выдерживают сравнения с воинами, поскольку не ставят на кон свою жизнь. Однако есть очень близкие к военному героизму формы самопожертвования и в мирное время: например, добровольное участие в медицинских экспериментах в качестве подопытных. Возможно, мы живы благодаря таким людям, однако помнить их, благодарить их в нашем обществе не принято.

Изучение российской истории (например, любительских научных обществ конца XIX — первой четверти XX века, наподобие «гидрологов» и «мироведов», которым мы, в значительной мере, обязаны той инфраструктурой, которую используем до сих пор) способно дать россиянам множество примеров бескорыстной и действенной заботы об общем благе.

6. Дискурс, напоминающий россиянам о «героях мирного времени», необходим для поддержания того самоуважения, без которого невозможны ни покаяние (десталинизация), ни дальнейшее развитие страны.

Комментарии