13 апреля пройдет круглый стол Gefter.ru «Как возможно левое искусство в начале XXI века?»
19:00, редакция интернет-журнала «Гефтер»
© Gallery Henoch
Steve Mills, 'Art vs Politics'
К текущему моменту на отечественной литературной сцене сложилось достаточно структурированное и выраженное как в теоретических рефлексиях, так и в непосредственных художественных манифестациях направление, связанное с различными изводами «левой» мысли. В основном это авторы, группирующиеся вокруг издающегося в Петербурге альманаха «Транслит», но не только. Можно назвать Павла Арсеньева, Кирилла Медведева, Алексея Цветкова (мл.), Галину Рымбу и др. авторов, соотносящих свои художественные практики и тексты с идеями современных левых мыслителей.
Эти практики манифестируют преодоление границ литературы как системы производства и переход к высказыванию-действию, несущему смыслы протеста и освобождения. Но, как нам кажется, здесь наблюдается противоречие между декларируемой прагматикой высказывания и используемым при этом художественным языком, имеющим отношение к усложненным, авторефлексивным и крайне элитарным формам современного искусства.
Является ли это противоречие мнимым или за ним действительно скрывается фундаментальная для нового левого искусства проблема? Этому нам бы и хотелось посвятить свое обсуждение.
Характерно в этом смысле высказывание Галины Рымбу. Она постулирует невозможность использования новой политической поэзией «простого» языка, т.е. языка самих «угнетенных масс», подлежащих освобождению, ибо именно такой язык способствует воспроизводству ложной картины мира, принуждает субъекта к стыдливому молчанию, отрицанию собственной классовой сущности («у мифического большинства в мире все хорошо»). Политическая поэзия призвана «разоблачить […] подлинные», лежащие в языке «основания этой ложной ментальности». По всей видимости, такая операция «вскрытия» вернет ему подлинное сознание своего положения.
Поэтому первый круг обсуждаемых нами вопросов будет касаться самого субъекта такого разоблачающего высказывания и его отношения к адресату. «Кто говорит»? Как определить социальное пространство, из которого звучит речь левого поэта и где он конструируется как субъект речи? Каковы этические основания, на которых базируется такое высказывание? Иначе говоря, не получается ли так, что, ставя цель «дарования» языка и «открывания» таким образом истинного положения вещей своему реципиенту, это высказывание, напротив, оказывается разрушительным? Смогут ли «угнетенные» справиться с предлагаемой им освобождающей сложностью? И наконец, каковы те конкретные каналы и пути, посредством которых столь сложные дискурсивные процедуры могут революционизировать массы?
Второй круг вопросов касается отношений эстетического и политического. Как соотносятся в художественных практиках новых левых эстетическое (автономное) и политическое (ангажированное) начала? Не ведет ли усложненность к «салонности» и самозамыканию левого искусства, тем самым делая его частью деконструируемого им же порядка вещей? Каково отношение левого искусства к арт- и литературному рынкам? Где и как оно черпает экономические ресурсы для своего существования?
Участвуют: поэт и литературный критик Кирилл Корчагин, поэт и литературный критик Александр Скидан, культуролог, историк культуры Александр Дмитриев, поэт, независимый куратор Галина Рымбу, поэт, независимый куратор Оксана Васякина, социолог Григорий Юдин, поэт, художник, главный редактор альманаха «Транслит» Павел Арсеньев, поэт, активист, акционист Роман Осьминкин. Состав участников будет дополняться.
Модератор: Евгения Вежлян.
Начало в 19:00. Адрес: Москва, Малый Гнездниковский пер., 9/8, стр. 3а (в подвальном помещении «Русского института»).
Комментарии