Патриарх итальянской постмодерной философии — о новых возможностях политического Логоса

Джанни Ваттимо в «гефтеровском» проекте «Доктрина»

Профессора 19.01.2018 // 2 370

Герменевтика, нигилизм и философия действия

Герменевтика — это не теория, а действие: это революционное отрицание толкованием самого себя, чтобы от любого всерьез сказанного слова можно было перейти к серьезности действия. Так как граница между серьезным и несерьезным, между ответственным и неответственным не вполне ясна, герменевтика как практика грозит нигилизмом — отрицанием любых ценностей, стоящих за поступком. Обесценивая любое действие, нигилизм заявляет себя как политическая сила, равно успешно замаскированная и под «правую», и под «левую».

 

Причины трансгрессии

Трансгрессия, или нарушение нормы, — одна из неотъемлемых черт современного капитализма, в котором кризис уже не эксцесс, а регулярное событие. Трансгрессия неравна агрессии — чаще всего, это попытка напрямую заявить о ценности собственного политического действия, вопреки постоянному обесцениванию политики в современном обществе и разнонаправленным векторам кризиса. Трансгрессия — всегда концепция Другого, которому можно бросать вызов только по известным правилам; Уточнить концепцию Другого, обосновать эти уточнения публично — что это, как не задача мыслящего?

 

Большое биографическое интервью

Современный философ не может пройти мимо политических школ, созданных в ХХ веке: к ним относятся не только неомарксизм и либерализм, но и консерватизм, неотомизм или деконструкция. Их общая особенность — интерпретация не только политического действия, не только поворота от обычной жизни к политической, но и условий, при которых внутренний аффективный опыт становится политически приемлемым. Задача философа — исследовать политические аффекты, а не современные политические идеи — произвести «феноменологическую редукцию» аффектов, тем самым открывая, какие события стоят у истоков политических решений.

 

Наука, война и власть

Нигилизм в современном мире проявляется в том, что наука становится одним из средств производства, война превращается в продолжение гражданского или религиозного фанатизма, власть — в популярный топик современных шоу.

Необходимо заново осмыслить эти три важнейших слова. «Наука» — это состоявшееся взаимопонимание. «Война» — результат накопления политических и экономических ошибок. «Власть» — способность обосновать подчинение убедительно для множества людей. Призвание философа — предостерегать и от поспешных суждений, и от сиюминутных выгод. Поспешность — вот что ведет сегодня и к кризисам, и к войне.

 

Релятивизм и абсолютизм: диалог с литературоведом Нуччо Ордине

Релятивизм и абсолютизм — две никчемные крайности современной мысли: релятивизм утверждает, что законы социального бытия везде различаются, абсолютизм настаивает на схожести политических систем всего мира. Им противостоит демократия как постоянное обоснование тех процедур, благодаря которым социальное бытие претерпевает изменения. Важно показать, что обе эти крайности — результат не социального опыта, а страха перед кризисом — панического мышления.

Фото на обложке: Universitat Pompeu Fabra

Читать также

  • Застольная беседа Диего Фузаро. Джанни Ваттимо о «Черных тетрадях» Хайдеггера

    «Черные тетради» Хайдеггера: исповедь политического толка

  • Комментарии

    Самое читаемое за месяц