Павел Соколов, Юлия Иванова
Онтология как эффект стиля
Мы публикуем фрагмент монографии Ю.В. Ивановой и П.В. Соколова «Кроме Декарта», посвященной произошедшему в Новое время превращению научного метода из способа упорядочивать материал в прием работы гуманитария с политической реальностью.
Иванова Юлия Владимировна — доцент кафедры истории идей и методологии исторической науки факультета истории НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ).
Соколов Павел Валерьевич — преподаватель кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ.
От редакции: Важнейшая заслуга исследователей — сближение, а не разведение по разным культурным областям публичной политики раннего Нового времени и писательской деятельности гуманитариев. Старинные метаморфозы знания, происходившие при участии философии, историографии, юриспруденции, риторики и других дисциплин, попавших в хоровод обоснования новой политики, — подсказки нам, когда мы пытаемся разобраться в прагматических эффектах современного гуманитарного знания, а с ним и общественного отношения к политике. С любезного разрешения авторов мы публикуем отрывок из этой работы. Темы книги будут обсуждаться на Вторых Полетаевских чтениях в ИГИТИ имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ («Sapientia gentilis: между филологическим очищением и философской герменевтикой»).
Два слагаемых гуманистической историографии — этико-риторическая традиция, воспринятая гуманистами от античности, и интуиция тотальной реконструкции прошлого, приведшая к возникновению масштабных реставрационных проектов, а также археологии и коллекционирования — практик, в которых материальные вещи мыслятся как своеобразные метонимии духовного содержания ушедших эпох. В наши задачи, конечно же, не входит объяснение и тем более исследование причин, спровоцировавших небывалый рост интереса к прошлому и материальным свидетельствам о нем, наблюдающийся в Италии начиная с XIV века, а в других частях Европы с той же интенсивностью — лишь на столетие или полтора позже: мы ограничимся лишь тем, что просто отметим этот факт. Примечательно, что такие, как может казаться в начале XXI века, далекие от практической жизни дисциплины, как археология и эпиграфика, обязаны своим рождением в середине Треченто самым насущным политическим потребностям — равно как и складывание настоящего культа исторического знания и историописания в Италии пятнадцатого и во Франции шестнадцатого столетия. Совершенно очевидно — и в дальнейшем нам предстоит еще не раз убеждаться в этом — что радикальные повороты в самосознании народов, как правило, сопровождаются не менее радикальными трансформациями в понимании того, как следует писать и читать историю.
Первыми каталогизаторами римских древностей, от руин городских построек до монет, сохранивших изображения императоров, были Франческо Петрарка (1304–1374) [1] и Кола ди Риенцо (1313–1354) [2]. Оба они находились под влиянием идеи, будто Риму можно вернуть давно утраченное могущество руками людей нынешнего века — стоит лишь предъявить им и истолковать для них свидетельства славного прошлого столицы мира, а этими свидетельствами и должны служить памятники античности. М.С. Корелин, считавший Кола ди Риенцо автором сочинения «Описание города Рима и его достопримечательностей» (Descriptio urbis Romae ejusque excellentiarum), так характеризует кульминацию его политической карьеры: «…на один момент археологические утопии сделались фантастическою, почти сумасбродною действительностью, когда восторженный археолог, захвативши в руки власть, попытался осуществить свои заветные мечты». Реставраторский пафос вырастает из сознания разрыва между современностью, представляющейся ущербной эпохой, и завершившейся с наступлением «тысячелетнего варварства» античностью, мыслимой как эпоха классическая. Восстанавливая для себя картину славного прошлого, «нынешний век» не только подражает минувшему, но и соревнуется с ним, силясь овладеть его главным достоянием — материалом и средствами, позволившими античности создать то, что вызывает восхищение спустя тысячелетия. Эта конструктивистская интуиция, в истории художественной культуры спровоцировавшая тот комплекс явлений, который принято называть Возрождением, находит богатую пищу для своего развития в политической ситуации рубежа XIV–XV веков.
В это время политика в городах, которым вскоре предстоит стать центрами новой, гуманистической культуры, постепенно начинает обретать формы, характерные для Нового времени [3]. Она превращается в совокупность техник отчуждения власти при поддержании иллюзии тотальной включенности всех представителей общества в политическую жизнь. Примером здесь может служить политическое устройство Флорентийской республики, которой суждено было сделаться хронологически первым центром развития гуманистической историографии. Во Флоренции Кваттроченто существовало поистине огромное число выборных и сменяемых в кратчайшие (иногда протяженностью в два месяца) сроки государственных должностей. Вовлечение в политическую орбиту значительной части населения и постоянная ротация пребывающих на государственной службе лиц, естественно, требовали от социально активных граждан владения словом — умения публично излагать и защищать собственное мнение, от которого могла зависеть судьба государства. Парадокс состоит в том, что в это же самое время в предкапиталистической Флоренции возникают и набирают силу тенденции к такому расслоению общества, которое не представлялось возможным никогда ранее и в условиях которого разговор о какой бы то ни было демократии просто теряет всякий смысл [4]. Город теперь зависит не только от средств, поступающих в его бюджет от налогов, но и от крупных частных вложений. Взносы, которые был способен сделать в казну, например, Козимо Медичи Старший (1389–1464) [5], оказываются сопоставимыми с размерами городского бюджета. Его внук Лоренцо (1449–1492) [6], прозванный Великолепным, идет еще дальше: он правит государством, не только не занимая никаких официальных должностей, но и, как показывают современные исследования, располагая довольно скромными, в сравнении с состоянием своего деда, средствами. Правит потому, что ему удается обеспечить себе монополию на поступающую в город информацию политического характера, и потому, что он виртуозно владеет политическими технологиями, позволяющими его семье сохранять популярность даже при наличии сильных врагов Медичи среди представителей флорентийской элиты.
На протяжении XIV — начала XV века в целом ряде городов Италии происходит возвышение семейств, которые будут поставлять этим городам единоличных правителей, чья власть совсем не может считаться легитимной, если рассматривать ее с позиций современного той эпохе права [7]. Вместе с тем сосредоточение власти в руках одного семейства, а порой и просто в руках удачливого кондотьера, очевидным образом противоречит демократическим традициям итальянских городов. Власть, которая не располагает никакими прямыми средствами обоснования собственной законности и востребованности со стороны управляемого ею общества, обращается к средствам косвенным, которые позволили бы если не легитимировать ее, то, по крайней мере, сделать популярной. Политическая жизнь становится областью масштабнейшей эстетизации. Репрезентация власти, происхождение которой сомнительно, а настоящее — зыбко, охотно использует эстетику героизма, а образцы ее в изобилии предоставляет античная культура. Не дело героя — хранить устои общества; его призвание — ниспровергнув их, привести свой народ к прекрасному будущему: поэтому героический, возвышенный пафос оказывается весьма продуктивной стратегией самопозиционирования для режимов, не имеющих корней. Вполне естественно, что частью реализации этой стратегии станет революция в области искусств. Задача максимум, возлагаемая в новой политической ситуации как на фигуративные, так и на словесные искусства, — это, по сути, переформатирование действительности: создание такого образа мира, в котором сегодняшнее положение дел не только находило бы рациональное и эстетическое обоснование, но еще и представало бы финалом славной героической истории. Отсюда ясно, какими тесными узами будут связаны историописание и риторика на протяжении ренессансной эпохи. Определение Цицерона, согласно которому история есть opus oratorium maxime [8] (произведение ораторское по преимуществу), позволяло ввести историю в число риторических жанров и руководствоваться при ее создании или оценке, в первую очередь, критериями риторики [9].
Примечания:
Комментарии