Высшее образование: что это значит?

Колонки

К вопросу о жизненном мире

07.06.2013 // 5 223

Философ, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Требование доступности высшего образования дважды ошибочно. В условиях, когда высшее образование реально уже стало всеобщим, это требование практически бессмысленно. Очевидно, российские сторонники этого принципа имеют в виду не просто доступность высшего образования, а его «бесплатность», то есть перенос расходов на государственный бюджет. Борьба за «бесплатное» высшее образование покоится, однако, на шатком концептуальном основании. Право человека на получение высшего образования отождествляется с правом на всестороннее развитие способностей личности в образовательном процессе. То есть по умолчанию предполагается, что каждый человек не только может получить высшее образование, но и обладает достаточными способностями для этого. Кроме того, в аргументации защитников доступного высшего образования смешивается процесс реализации прав человека на образование с исторически специфичными формами его институционального оформления, различающими «ступени» образования. Право на доступность высшего образования смешивается с правом на доступность университета.

Повсеместное утверждение идеала доступного высшего образования стало возможно, когда получение знания перестало быть трудным делом. Действительно, требовать доступа к высшему образованию можно только тогда, когда предполагается, что поступление в высшее учебное заведение фактически гарантирует получение диплома. Тем самым, подрывается значимость метафоры «ступеней» образования, которой продолжает оперировать российское законодательство: если между ступенями нет различия по степени сложности, то различие между ними приобретает горизонтальный, линейный характер простой последовательности жизненных этапов. Требование доступности неявно предполагает, что возможность поступить в университет должна обязательно соединяться с возможностью его закончить. Таким образом, наиболее доступным высшим учебным заведением оказывается то, которое не отчисляет ни одного студента в процессе обучения. Эта стратегия выглядит вполне логичной, когда мы рассматриваем высшее образование как социальный институт, гарантирующий, наряду с другими институтами, обеспечение равенства между людьми. Но возможно ли одновременно требовать от университета обеспечивать равенство людей и содействовать развитию интеллектуальных способностей личности?

Обоснование стратегии абсолютной терпимости университета (т.е. университета, вообще не отчисляющего студентов) выглядит примерно так: если люди равны, то равны, в частности, их интеллектуальные возможности. Поскольку интеллектуальные возможности людей равны, то, если некоторые из них получают высшее образование, высшее образование следует получать всем, поскольку все в одинаковой степени в состоянии это сделать. Следовательно, требование доступности высшего образования охватывает не только момент поступления в университет, но и момент его окончания. Требовать доступности высшего образования значит требовать не только равной для всех возможности поступления, но и равных шансов для всех на получение университетского диплома. Сторонники безусловной доступности высшего образования занимаются моральным шантажом представителей научно-образовательного сообщества, как если бы преподаватели были узкой кастой, охраняющей классовые барьеры. Смехотворность такой точки зрения применительно к современной России кажется очевидной. Преподаватели в России не являются и не могут быть защитниками привилегий высших классов, так как принадлежат к числу наиболее бесправных и слабо организованных категорий населения.

Стратегии абсолютной терпимости в высшем образовании лелеют обветшавшую иллюзию социального престижа высшего образования как такового, продолжая парадоксальным образом считать университет чем-то исключительным. Однако университетов сегодня так много, что само по себе доступное высшее образование не уменьшает и не увеличивает шанс на дальнейший социальный успех. Что реально имеет место, так это зависимость социальной траектории от окончания конкретного университета, который предъявляет наиболее высокие требования к студентам в процессе образования. Личность получает преимущественные шансы интеллектуального развития только там, где абстрактная ценность равенства людей вообще систематически замещается ценностью равного признания равных интеллектуальных усилий. Защитники доступного высшего образования придерживаются весьма специфической трактовки равенства людей. Она покоится на тезисе о том, что каждому человеку как бы внутренне присущ определенный уровень интеллектуальных возможностей, заслуживающий максимально возможного признания вне зависимости от того, какие усилия прикладывает человек для использования своих интеллектуальных возможностей. Таким образом, задача раскрытия интеллектуального потенциала человека полностью перекладывается на образовательные институты, которые по умолчанию считаются способными выполнить эту задачу.

В действительности дело обстоит гораздо сложнее. Достаточно ясно, что процесс раскрытия интеллектуальных возможностей личности невозможно отождествить с фактом поступления в любой университет или фактом его окончания самим по себе. Большая часть университетов в реальности не способствует развитию интеллектуального потенциала личности. В противном случае у нас не было бы оснований и потребности для различения университетов в зависимости от того, насколько тот или иной из них содействует личностному развитию и жизненному успеху. Следовательно, раскрытие интеллектуальных возможностей личности происходит в процессе получения высшего образования в конкретном учебном заведении и в зависимости от способностей личности выдерживать все возрастающую требовательность интеллектуальных испытаний. Высшее образование является таковым лишь постольку, поскольку оно предъявляет высокие и постоянно возрастающие требования к участникам образовательного процесса, и не связано непосредственно с самим фактом поступления в университет или фактом получения университетского диплома. Высшее образование является результатом исключительных условий, которые в принципе невозможно нормировать и сделать общедоступными.

Широкая доступность высшего образования уменьшает реальные возможности для его полноценного осуществления. Стратегия абсолютной терпимости университета всеобщего доступа основывается на представлении о равенстве людей. В таком случае всем студентам университета уже гарантировано равное признание со стороны преподавателя, которое, собственно, не требует дальнейших доказательств. Проблема заключается в том, что высшее образование в сформулированном ранее смысле высочайшей требовательности целиком построено на необходимости для студента и для преподавателя каждый раз заново доказывать свою интеллектуальную состоятельность. Интеллектуальные возможности личности, следовательно, отнюдь не рассматриваются как данность, предшествующая процессу получения высшего образования и от него не зависящая. Напротив, непосредственно в процессе получения высшего образования интеллектуальные возможности личности каждый раз ставятся под вопрос и должны быть заново доказаны, чтобы получить соответствующее признание.

Высшее образование как содержательный процесс возможно только при условии права всех участников образовательного процесса рассматривать друг друга как неравных между собой по своим интеллектуальным возможностям в зависимости от результатов их усилий и готовности каждого бороться за признание своих интеллектуальных возможностей. Студенты могут быть стимулированы к соответствующим усилиям, только если они постоянно убеждаются в готовности преподавателя беспристрастно оценивать их интеллектуальный прогресс и готовности администрации университета воспринимать интеллектуальный прогресс студентов или его отсутствие как единственный аргумент для принятия всех касающихся студентов решений. Студенты должны видеть, что наличие или отсутствие усилий в образовательном процессе прямо влияет на то, продолжают ли они учебу или их отчисляют. В процессе получения высшего образования, таким образом, имеет значение не равенство интеллектуальных возможностей людей само по себе, а равенство усилий по их применению.

Справедливое устройство высшего образования предполагает, что оно равно доступно только для людей, доказавших в процессе получения образования равный уровень своих способностей и получивших признание коллег. Важно отделять вопрос о доступности поступления в высшие учебные заведения от вопроса о доступности высшего образования. Процесс получения высшего образования должен быть сопряжен со все более сложными интеллектуальными испытаниями, объективно способствующими сокращению его доступности на каждом следующем этапе. Педагогическая практика свидетельствует, что процесс получения высшего образования доступен для разных людей в разной степени. Более того, справедливое устройство процесса высшего образования предполагает всемерное содействие со стороны преподавателя явному и обоснованному в своих критериях утверждению неравенства между учащимися, которые в различной степени обнаруживают способность прикладывать максимальные усилия для преодоления все более сложных интеллектуальных испытаний.

Преподаватель, оценивающий разность интеллектуального потенциала учащихся, должен быть застрахован от прямого воздействия личных обид учащихся на оценку его труда администрацией. Качество его труда должно оцениваться с учетом мнения факультета и коллег по профессии, с привлечением результатов студенческой аттестации преподавателей. При этом излишняя мягкость отдельных преподавателей при оценивании работ должна вызывать особое внимание администрации как отрицательно воздействующая на процесс получения высшего образования в конкретном университете. Студенты должны иметь возможность публично выражать доверие или недоверие образовательным стратегиям отдельных преподавателей, а также подразделений, и участвовать в принятии решений по таким случаям. Все участники образовательного процесса должны исходить из презумпции доверия к способности друг друга справедливо судить о результатах интеллектуальных усилий друг друга. Высшее учебное заведение, не поддерживающее такой атмосферы доверия, не имеет права на существование в качестве институции, осуществляющей высшее образование.

Комментарии

Самое читаемое за месяц