Будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук

Наталья Солженицына пытается воссоздать разорванную связь времен... обращением к императорской традиции.

Дебаты 30.09.2013 // 1 464
© Creative Inspiration

От редакции: Стенограмма выступления Наталии Солженицыной на конференции научных работников Российской академии наук.

Многоуважаемый Президент Академии!

Многоуважаемые участники конференции!

Мы оба, Александр Исаевич и я, получили математическое образование, он — на физмате Ростовского университета, я — на мехмате МГУ. Мне посчастливилось несколько лет работать с академиком Андреем Николаевичем Колмогоровым. Но судьба распорядилась так, что большую часть жизни Солженицын отдал литературе, языку и истории, я же посильно помогала ему в работе. И мы могли бы свидетельствовать изнутри нашего опыта, как глубинно связаны разные способы, разные пути познания мира, насколько плодотворно бывает «алгеброй поверять гармонию». А встречно — есть немало свидетельств, как сильно незримое влияние искусства, музыки, литературы на интеллектуальные достижения.

Эйнштейн говорил: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» — и в этом нет парадокса.

Очевидно, что НАУКА есть важнейшая часть культуры. И поскольку сегодня культура наша испытывает тяжелейшие времена, а некоторые ее сферы, попросту сказать, деградируют, — то не приходится удивляться, что в штормовое бедствие попадает и наука.

Удивляться — не приходится. Но нельзя не ужаснуться. Ибо разрушение науки — это государственное самоубийство, это отказ от достойного будущего России.

Разумеется, время требует развития от всякой человеческой организации. Нет сомнений, что многое в сложном организме Академии наук нуждается в реформировании. Но начинать любое реформирование с ПЕРЕПОДЧИНЕНИЯ — крайне сомнительно. Как правило, в конце такого процесса не досчитываются лучших. А именно переподчинение — главный пункт внезапно предложенного проекта: вывести научные институты из подчинения Академии и передать в Агентство, управляемое Министерством науки. Откуда у власти такая самонадеянная уверенность, что она лучше управит учеными и наукой, чем сами они?

И разве к вопросу такой национальной важности допустим кулуарный, тайный подход? А внесение в Думу за спиной научного сообщества ни с кем не обсужденного проекта? Это уж совсем не в духе времени, совсем без учета созревшего в обществе запроса на открытость. Чем больше в стране независимых институций, тем она прочнее. Разве мы так богаты ими, что готовы без оглядки крушить старейшее, да быть может единственное независимое учреждение, которому Россия стольким обязана?

Наши нынешние показатели и без того значительно ниже потенциальных возможностей России. Чтобы уменьшить этот разрыв, необходимо, как говорил Александр Исаевич, «срастить в живую ткань здоровые творческие силы». Но сегодня творческие силы научного сообщества, самые важные для будущего нашей страны, будут подорваны, если отдать их под «внешнее управление».

Ни одну награду, ни одно звание в своей жизни не ценил Александр Исаевич так, как звание академика. В 1999 году, получая Большую Ломоносовскую медаль, он на этой трибуне выразил надежду, что Российская академия наук, перестояв «многие царствования, преобразования, революции, войны, смены политических систем, попытки разгона в раннесоветское время, наскоки властных невежд, волны арестов, тюремных гибелей», а в новейшее время — «невежественно мальчишеские или откровенно грабительские лжереформы начала 90-х… еще и урезанная в финансировании от 1990 года — в 8–10 раз, — Российская академия наук, можно думать, уже перестояла самый худший период».

Следует признать — с горечью, — что эта надежда не оправдалась. Академия наук стоит перед угрозой фактического упразднения.

Вот с АРМИЕЙ всегда в истории связывалась не только защита Отечества, не только оборонная мощь, но понятие ЧЕСТИ. Сейчас мы все свидетели того, как чиновники, поставленные во главе армии, эту честь уронили.

А с высокой НАУКОЙ во все века было связано понятие высшего АВТОРИТЕТА. Если отдать науку под руководство чиновников, велика вероятность, что они этот авторитет уронят и распылят.

Сегодня мне кажется уместным напомнить, что у наших императоров, и даже императриц хватало понимания и государственной мудрости, создав и содержа Академию, никогда не посягать на ее независимость.

Источник: Интернет-портал «Александр Исаевич Солженицын»

Комментарии

Самое читаемое за месяц