22 марта состоится круглый стол интернет-журнала «Гефтер» на конференции «Пути России – 2014»
Тема круглого стола: «Российское “пространство экспансии” — от крымчанина Гефтера к ревизии европейской идентичности России». Модератор — Глеб Павловский.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению:
1. Уроженец Симферополя М.Я. Гефтер о мультиэтничном Крыме и Украине.
2. Система Российской Федерации как глобальный феномен и дисплей долгих мировых трендов.
3. Борьба власти против времени — мотив ее жажды к пространству. Трансфер темпоральных характеристик в пространственные.
4. Крах публичного политического дискурса: финал постсоветской программы РФ — или двухвековой программы России как европейского государства?
5. Кризис власти в России — его украинский и европейский экспорт, его мировые проекции.
Гефтер родился в Крыму, трепетно относился к нему как к мультиэтничному организму и не был согласен с украинизацией после 1954 года. «Украиной не пахло в Крыму», — вспоминал он свое довоенное детство. Но Гефтер абсолютно чужд и всем видам «пророссийской» сентиментальности.
Гефтер рассматривал российскую власть как циклы размена времени на пространство. С его точки зрения, самодержавие и сталинизм отнимают у гражданина суверенное право на будущее, создают полое пространство власти. Гражданин вынуждается считать модернистское — отсталым и вражеским, а архаические практики — актуальными для безопасности. Но в нем сама власть уже не может сохраниться русской.
Логика русской внезапности — маятник власти, раскачивающийся между временем и пространством. То это взмах в будущее, как в революцию или при первом появлении Путина в Кремле — время, вперед! — то после стремительный взлет останавливается и откатывается к пространственным фантазиям. Вторая фаза обычно сопровождается унификаторской политикой и потому деструктивна для любого национального развития.
Пространство экспансии по Гефтеру — это встречное освоение мест предыдущей, неудавшейся или истощенной экспансии.
Поэтому здесь всегда предпочтительны практики экстраполяции внутренних проблем власти вовне. Внутри них даже территориальное приращение свидетельствует не о силе власти, а о нехватке легальных средств работы с внутренними проблемами, ее слабости.
Вражда в России — больше чем вражда. Вражда — замена границы, через которую определяется не нация, а Россия как глобальный политический феномен.
Демонстрируя силу, но не обладая ей, российская власть втягивает в воронку своей слабости и граждан, и внешний мир.
Адрес: Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), ауд. 236 (карту проезда можно посмотреть на сайте Московской высшей школы социальных и экономических наук http://www.msses.ru/)
Начало в 16.00.
Комментарии