Закон об оккупированной территории: сохранить лицо Киеву
Закон Украины № 1207-VII от 15 апреля 2014 г. «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», поспешно принятый Верховной Радой после присоединения Крыма и Севастополя к России, должен был ответить на целый ряд вопросов, связанных с фактическим выбытием двух с половиной миллионов человек и сорока тысяч квадратных километров территории из состава государства.
Краткое содержание закона:
— Закон предваряется пространной преамбулой, в которой перечисляются все международные договоры и нормы международного права, которые были нарушены при присоединении Крыма к России.
— Крым и Севастополь вместе с территориальными водами и воздушным пространством признаются оккупированной территорией, ответственность за которую несет Российская Федерация как государство-агрессор.
— на «временно оккупированной территории» устанавливается особый правовой режим пересечения границ, проведения выборов, совершения сделок, реализации других прав.
— Украина не признает автоматического приобретения жителями Крыма гражданства России и утраты ими гражданства Украины.
— выплата пенсий и другие социальные выплаты гражданам, проживающим в Крыму, проводятся только тем из них, кто не получает указанных выплат от России.
— на указанной территории не проводится выборов, референдумов, от нее не избираются депутаты Верховной Рады, не ведется государственный реестр избирателей.
— не признается деятельность всех неукраинских органов власти на указанных территориях, а также все документы, ими выданные.
— въезд на территорию Крыма граждан Украины возможен по документам, удостоверяющим личность, иных граждан — только по специальным пропускам и через специальные пункты въезда-выезда.
— не признается какой-либо переход права собственности на имущество, кроме как в порядке, предусмотренном законами Украины (то есть — может сложиться ситуация двух разных собственников на один объект недвижимости: один будет признаваться в соответствии с законами России, другой — в соответствии с законами Украины).
— изменена подсудность всех уголовных, гражданских и административных дел на территории Крыма и Севастополя соответствующим судам Киевской области и Киева.
— предусмотрено право военнослужащих, проходивших службу в Крыму и не перешедших в армию России, на увольнение по сокращению штата, автоматическое увольнение с военной службы военнослужащих Украины, перешедших на службу в российскую армию.
— предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение порядка въезда-выезда на указанные территории.
Если коротко описать впечатления юриста от закона, то можно сказать, что власти Украины и не надеются на возврат Крыма и Севастополя в состав страны, полностью отчеркивают происходящее в регионе, но при этом тщетно и тщательно пытаются сохранить лицо.
То, что в законодательство Украины о порядке пересечения границы включены пункты въезда-выезда на «оккупированную территорию» рядом с положениями о пунктах пересечения государственной границы, говорит о том, что данная граница будет охраняться как государственная и иметь статус государственной со всеми вытекающими последствиями. Пропускной режим ее пересечения для иностранцев и запрет на пересечение ее всеми, кроме граждан Украины, лишь сделает фактически невозможным железнодорожный и автомобильный транзит в Крым через территорию Украины, никак не сказавшись на внутриукраинском туризме в Крым. Но сказавшись на желании россиян посещать остальную территорию Украины после посещения Крыма, ведь их теперь на Украине, фактически, объявляют преступниками, подобно россиянам в Грузии, ранее отдыхавшим в Абхазии.
То, что, с одной стороны, государство не признает оптацию граждан Украины в российское гражданство в Крыму, а с другой — лишает их социальных выплат, не признает их документов (а все документы, выдаваемые теперь в Крыму, не будут соответствовать украинским законам), фактически запрещает им формировать органы власти и участвовать в формировании органов власти Украины, а также не признает их сделок с недвижимостью, говорит о том, что украинское правительство de facto уже и не считает их гражданами Украины.
То, что имущество на территории Крыма будет продолжать считаться украинским de jure, никак не скажется на внутрироссийских взаимоотношениях по поводу данного имущества. Получается, что украинские организации, имеющие недвижимость в Крыму, будут обязаны платить налоги на нее в государственный бюджет Украины, а одновременно — и в федеральный бюджет России. Это приведет к повальной смене юрисдикций украинских организаций в Крыму на российские — благо, подписанный 5 мая этого года Президентом России специальный федеральный закон это позволяет. Вообще, если правительство Украины, ничего не отдавая гражданам и организациям в Крыму в качестве прав, будет продолжать требовать с них те или иные обязанности или прочим образом принуждать к соблюдению украинского законодательства — это еще больше отторгнет даже ранее колебавшихся крымчан от Украины.
Главное — непонятно, может ли еще украинское правительство контролировать соблюдение собственных законов. Ведь принятие подобного рода законов требует значительных финансовых затрат и значительной государственной воли на их исполнение, чего у правящего в Киеве режима, к сожалению, не наблюдается. Транзитные поезда как ходили, так и ходят и без специальных пропусков, а жители Крыма почему-то не спешат в массовом порядке переходить с российского соцпакета на украинский.
Комментарии