26–27 сентября пройдет конференция «Концептуальные основания советской образовательной политики»
Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ, РАНХиГС, Пречистенская наб., д. 11, ауд. 212.
© РАНХиГС
Лаборатория историко-культурных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС при поддержке Фонда Михаила Прохорова представляют конференцию «Концептуальные основы советской образовательной политики».
26 сентября
Советские концепты в контексте интеллектуальной истории XX века
Мария Майофис (ШАГИ РАНХиГС), Илья Кукулин (НИУ ВШЭ). Языковое конструирование образовательной политики и история советского образования: пролегомены к теме.
Николай Плотников (Университет Рура, Бохум, ФРГ). Личность как аргумент. История понятий и структуры рациональности в русской и советской культуре.
Петр Сафронов (Институт образования НИУ ВШЭ). Утверждение равенства? Трансформации эгалитаризма в советской образовательной политике
Дискутант: Г.Ч. Гусейнов (НИУ ВШЭ)
Политики идентичности в сфере образования и воспитания
Артемий Кравченко (МВШСЭН, Москва). Вожатый в пионерских журналах 1920–1930-х гг.: идеологический концепт и художественная репрезентация.
Алиса Клоц (ЦСИПИ Пермского Государственного Национального Исследовательского Университета / Европейский Университет в Санкт-Петербурге / Ратгерский университет, США). Из прислуги в рабочие: просветительская работа профсоюза рабочих народного питания и советская политика идентичности, 1917–1930.
Наталия Харитонова (НИУ ВШЭ; ИМЛИ РАН, Москва). «Понятие «полезный человек» в советской системе воспитания испанских «детей войны».
Дискутант: Ирина Глущенко (НИУ ВШЭ)
«Оттепельное образование»: генеалогия и эволюция концептов
Александр Бикбов (Центр современной философии и социальных
наук философского факультета МГУ, журнал «Логос», Москва/Париж). Соразмерность и напряжения ключевого понятия «всесторонне развитая личность» в советской педагогике 1960—1980-х с «большим» политическим порядком.
Дмитрий Козлов (Карамзинский стипендиат ШАГИ РАНХиГС). Ключевые понятия «оттепельной» культуры в школьном преподавании литературы 1950-1960-х: идеи и практики.
Глеб Ципурский (Университет Огайо, США). Художественная самодеятельность как одна из концептуальных основ советской образовательной политики и ключевые изменения в этой сфере в годы «оттепели».
Дискутант: Ирина Каспэ (ИГИТИ им. А. Полетаева НИУ ВШЭ)
27 сентября
Социальное конструирование творческих профессий (конец 1910-х — начало 1930-х)
Елена Рыбакова (Карамзинский стипендиат ШАГИ РАНХиГС). Становление понятий «мастер» и «мастерство» в образовательной практике Высшего литературно-художественного института.
Галина Беляева (Карамзинский стипендиат ШАГИ РАНХиГС). «Советский художник»: идеологическое конструирование профессиональной идентичности (1918–1932) в государственной политике и ее региональных вариациях.
Дискутант: Илья Кукулин (НИУ ВШЭ; ШАГИ РАНХиГС)
Вадим Басс (Европейский университет в Санкт-Петербурге). «Производство формы» vs «производство идей» в советском архитектурном образовании середины — второй половины XX века.
Марина Раку (Государственный институт искусствознания). История советского музыкального образования и метаморфозы концепта «культурности»
Дискутант: Ян Левченко (НИУ ВШЭ)
Острые государственные нужды и особые образовательные потребности: риторика и институции
Мария Кристина Гальмарини (Университет Джеймса Мэдисона, США). Актуализация и переозначивание понятий «рационального воспитания» и «специального образования» в домах для слепых, глухих, умственно-отсталых и морально дефективных детей (1917–1949).
Мария Майофис (ШАГИ РАНХиГС, Москва). «Простые» и «специальные»: школы с углубленным изучением иностранного языка в контексте советской образовательной политики 1940–1960-х годов.
Илья Кукулин (НИУ ВШЭ; ШАГИ РАНХиГС, Москва). Первые попытки анализа концептуальных основ советской образовательной политики в оппозиционной педагогике 1970-х: случай В.С. Библера.
Дискутант: Олег Лейбович (Пермский государственный институт культуры)
Место проведения: Москва, РАНХиГС, Пречистенская наб., д. 11, ауд. 212
Комментарии