,

Польский спор о гендере. Как он характеризует польское общество?

Антигендерная кампания, начатая Римской католической церковью в Польше, в конце 2013 года прочно закрепила тему гендера на первых полосах польских газет. Дискуссия в издании «Либеральная культура» реферируется сегодня на наших страницах Каролиной Вигурой и Ярославом Куишем.

Дебаты 22.09.2014 // 2 103
© Mike Gabelmann

Английское слово gender вошло в польский язык как заимствование без каких-либо изменений формы. Хотя слово, несомненно, до сих пор звучит чужеродно, оно далеко не ново для Польши. В течение как минимум двух последних десятилетий многие университеты проводили программы гендерных исследований, и было опубликовано множество книг, посвященных этой теме. А со второй половины 2013-го до начала 2014 года гендерная тема практически не сходила с первых полос газет.

Ученые считают гендерные исследования вспомогательными для постоянных дискуссий по широкому кругу вопросов о социальных ролях мужчин и женщин, о времени, которое они посвящают домашней работе и уходу за детьми, о восприятии равенства и независимости в браке и, помимо всего прочего, о политике гендерного равноправия. Поэтому для университетских педагогов, феминистов и активистов ЛГБТ стало большим сюрпризом, когда высшие и глубокоуважаемые представители Римской католической церкви в Польше сделали ряд спорных заявлений относительно гендера. Духовенство сравнило то, что считало вредоносной «гендерной идеологией», с коммунистической или тоталитарной идеологией, делая акцент, в частности, на идее о том, что ребенок «не рождается, а производится» — концепции, которую, по их мнению, эта гендерная идеология поддерживает.

Только-только утихает один скандал, появляется новый предлог, подливающий масла в огонь. После серии противоречивых заявлений от представителей Римской католической церкви СМИ обратили внимание на решение Анны Гродска, первой транссексуалки в польском парламенте, войти в состав парламентской комиссии, сформированной с целью поставить крест на «гендерной идеологии». Председатель комиссии Беата Кемпа из правой консервативной партии United Poland заявила, что целью Гродска было «поднять шумиху». И спор о гендере вспыхнул с новой силой.

Направление, которое к настоящему моменту принял данный «гендерный скандал», становится неоднозначным, не в последнюю очередь вследствие того, что скандал продолжается в плоскости, параллельной более широкой дискуссии, упомянутой выше. Внутри него не принимаются во внимание социальные учения Римской католической церкви после Второго Ватиканского собора. Кроме того, благодаря многочисленным шуткам, некоторые из которых намеренно непристойны, остаются без внимания более рациональные и умеренные доводы центристских и либеральных сред. Играя на иностранном звучании слова, таблоиды выпускают устрашающие изображения взлохмаченных существ, своего рода демонов, которых слово «гендер» якобы вызывает теперь в воображении людей, с подписями вроде «вот оно — лицо гендера». Все это затем провоцирует неуклюжее соревнование среди создателей онлайн-мемов.

Так вокруг чего вся эта шумиха? Что этот спор на самом деле говорит о польском обществе? Почему он вызывает столь бурные эмоции? Что за страхи выражаются в нем? Возможно ли, что это просто отражение страхов перед современностью, типичных для обществ в состоянии переходного периода?

Один из ответов может быть следующим: «гендерный спор» — по характеру своему политический, и был затеян Римской католической церковью, чтобы скрыть за ним ее текущие проблемы. Таков диагноз, поставленный польским кинорежиссером Агнешкой Холланд в разговоре с Лукашем Павловски из Kultura Liberalna.

Марцин Новак из Центра памяти Иоанна Павла II не согласен с подобной диагностикой — он заявляет об этом в беседе с Томашем Савчуком из Kultura Liberalna. Новак утверждает, что спор о гендере идет от беспокойства Римской католической церкви о наиболее интимной сфере нашей жизни — сфере половых отношений. Новак, впрочем, не открещивается от того, что коммуникация по этому вопросу со стороны Римской католической церкви всегда оставляла желать лучшего.

В целом, хотя о польской Церкви говорят в контексте этого «гендерного спора» вполне достаточно, попытки проанализировать позицию Ватикана предпринимаются в реальности редчайше. Так, Петр Кошицки — адъюнкт-профессор Университета Мэриленда, специализируется на истории Римской католической церкви. Он является постоянным автором статей для Kultura Liberalna. Его анализ энциклик Иоанна Павла II и Бенедикта XVI приводит его к любопытнейшим выводам, но все они в основном так остаются на периферии польского спора.

Источник: Eurozine

Комментарии

Самое читаемое за месяц