Где в России «партия мира»?
Демократия в России?
30.01.2015 // 1 366Вопрос риторический. Нигде. Партии мира в России нет. Даже песню «Хотят ли русские войны?» в последнее время не очень исполняют, по всей видимости, считая ее рудиментом советского прекраснодушия. Напротив, популярна такая «аналитика», которая объявляет веру в сотрудничество вообще и с западными странами в частности, коей якобы были инфицированы «проклятые девяностые», синдромом всеобщей беспечности и аутизмом, заболеванием мозга. Вооруженная самоизоляция — вот что нужно, национальная идея!
А ведь еще недавно в России были реальные пацифисты. Мы их видели, к примеру, когда дебатировался вопрос об альтернативной службе. Безусловно, есть и немногие убежденные противники непризнанной войны с Украиной: они стоят в пикетах, и их забирает полиция. И даже если согласиться с тем, что первые и вторые не имеют хода в политику и не делают погоды, все равно остаются третьи — просто здравомыслящие граждане, которые исключительно в силу своего нейтрального консервативного здравомыслия обязаны были бы желать, чтобы все изматывающие конфронтации поскорей прекратились. Неважно, как — чтобы кто-нибудь победил или нашелся компромисс. Главное, чтоб конфликт был исчерпан и можно было бы продолжать свою прежнюю обывательскую жизнь — с шопингами и курортами. Поднимать ВВП, а с ним и домашнее хозяйство. Это нормально!
Но бред ситуации заключается в том, что, кроме ястребов, каналов представительства никто из перечисленных не имеет. Нет и ни малейших вербальных следов того, чтобы политический класс собирался бы как-то потрафить этим группам и отреагировал бы план-программой выведения России из штопора неурядиц, связанных с геополитическими притязаниями верхушки, растущим милитаризмом и падением гражданской экономики. Напротив, похоже, всех все устраивает или, по крайней мере, не очень беспокоит — и «мусорный рейтинг», и обнуление морального капитала «страны, победившей фашизм в Европе».
Когда 24 января, в субботу, произошло очередное обострение обстановки в направлении Мариуполя, унесшее жизни до 30 человек мирных жителей — оно закономерно аукнулось России в ПАСЕ и в ООН, — веб-сайты системных партий России не транслировали ничего адекватного мирной повестке. Мгновенное фото политической среды в этот день фиксировало каменную бесчувственность, наверное, к самой травматической проблеме постСССР.
Самое острое, о чем в этот день говорилось на сайте правящей «Единой России», было о том, что они разоблачили повышение платы за детсады. Учитывая, что в падающей экономике подобное будет происходить ежедневно и по всему спектру товаров и услуг, они, очевидно, обеспечили себя работой на будущее.
ЛДПР в этот день вывесила видео выступления шкафоподобного партийца, который косноязычно вещал что-то с трибуны о заокеанском клине. На сайте «Справедливой России» рассказывали о своем лидере С. Миронове в третьем лице, что создавало странное впечатление космической удаленности С. Миронова от всех своих структур и соратников и от текущих событий. «“Мир наступит только тогда, когда ополченцы победят. Иного не дано”, — резюмировал он» (цитата Life news).
Что касается по-солдатски четких коммунистов, то они не оставляют места двусмысленности. Впрочем, если принять их слова за «план», то и этот план ни в коем случае не мог бы считаться планом мира или хотя бы перевода ситуации в новое качество. Скорее, планом войну продолжать бесконечно, не считаясь с потерями. Впрочем, сайт этот устроен таким образом, что сказанное быстро тонет вглубь. И вот уже их лидер Зюганов отправлялся в составе делегации в ПАСЕ, где кратковременно становится пушистым оптимистом, выражая уверенность, что «ситуация для российской делегации в рамках этой сессии сложится более благоприятно».
Почему? Потому что европейские коллеги-де «примут во внимание как принципиальность позиций России по ключевым вопросам, так и верховенство дипломатических принципов в совещательном процессе». С чего он это взял, не очень понятно. Как не очень понятно и то, почему в вопросах войны и мира коммунисты всегда на стороне полиции, отечественных империалистов и олигархии. Но коммунисты никогда не отличались последовательностью и ответственностью за свои слова. Напрасно, они ждали, что их «поймут». В итоге Зюганова и Мельникова к возмущению всего разноспекторного политического бомонда России прямо у входа в ПАСЕ облили красной краской, не без оснований намекая на кровь и кровавую их работу в политике.
Пожалуй, единственные, кто пытается пока что у нас рассуждать стратегически, — партия «Яблоко».
Международная обстановка, роль России в глобальном противостоянии обсуждалась на заседании Политического комитета еще в октябре. И очевидно, что явленный объективный взгляд не требует уточнений и доработок, потому что с тех пор к этой позиции ничего не прибавилось.
С другой стороны, «немногословие» и «конструктивизм» — это, определенно, тоже плата за вход в Систему и стульчик там приставной. И вот, ярко осуждая агрессию России и позицию российского МИДа, социал-демократическое «Яблоко» предлагает, «как разрулить ситуацию». Должно понравиться «товарищу Сталину». Надо, мол, еще раз провести референдум в Крыму, но только честный, под присмотром международных организаций, и таким образом подтвердить или опровергнуть российское право на эту территорию. Снять, так сказать, проблему разногласий — с Украиной и евроатлантическим сообществом.
План хорош и выглядит демократичным. «Яблоко» лишь «забывает», что Крым… уже принят в состав России, а пропаганда гипотетического выхода какого-либо субъекта из состава России в России на практике обычно считается уголовным преступлением. Так ведь и Сибирь захочет такие вопросы поднять. Иными словами, — и вряд ли в «Яблоке» этого не понимают, — такой референдум невозможен. Никак не получается облагородить безнадежно испорченную ситуацию. Но попытка засчитывается.
Банально, но все это может говорить нам только об одном. Давно прочувствованном и давно известном. Политическая система «новой России» не зависит от общественного мнения. Оно ей не интересно. И адекватные программы здесь не рождаются. Она вообще не для программ или управления, а для легитимации власти «узкого круга». Кровавым клоунам партийной публицистики почти ничего не противостоит. Должно произойти что-то более ужасное, чем облитие краской делегатов в ПАСЕ, дефолт и гибель нескольких тысяч человек, чтобы эта Система была рассыпана и собрана в новой сборке.
Но и тогда останется проблема тех «третьих», кто до сих не делал различия в том, кто и как их выведет из нынешнего тупика. Наверно, им нужно немножко почувствовать себя «немцами» и побродить среди «развалин своего Берлина», чтобы свет понимания наконец-то озарил их лица.
Комментарии