До 10 мая принимаются заявки на участие в Международной летней школе «Диктатура юбилеев? Мировые войны в культурной памяти современной России и Германии»

17–30 августа 2015 года, Челябинск

Новости 23.04.2015 // 997

Deutsches Akademisches Austauschdienst, Научно-образовательный центр «Культурно-исторические исследования» Южно-Уральского государственного университета, Южно-Уральский институт управления и экономики, Челябинский областной краеведческий музей приглашают принять участие в Третьей Международной летней школе «Диктатура юбилеев? Мировые войны в культурной памяти современной России и Германии».

Сроки и место проведения: 17-30 августа 2015 года, Челябинск

Участники: студенты старших курсов вузов Германии и России. Количество участников: 20 человек.

Ни одна война не заканчивается моментом, когда умолкают пушки: вооруженное противостояние трансформируется в битву мемориальных нарративов, представлений и образов. Причем сражения на данном поле зачастую полностью меняют оценки прошедшей войны: страны, потерпевшие реальное поражение, могут выиграть борьбу за ее интерпретацию в коллективной памяти.

Яркой иллюстрацией феномена постсобытийной трансформации толкований стал межвоенный период прошлого века, не менее показательным, однако, представляется и второе десятилетие XXI века. Казалось бы, сегодня мемориальный бум вокруг юбилеев военных событий призван подвести итог трагедиям минувшего столетия и исцелить раны «эпохи крайностей», однако глобальная политическая ситуация и начало гражданской войны на Востоке Европы привели к резкой национализации мемориальных нарративов и очередной трансформации культуры памяти о мировых войнах.

Можно смело предположить, что в связи с празднованием 70-летия окончания Второй мировой войны 2015 год станет пиком «диктатуры юбилеев», определив государственные и общественные коммеморативные мероприятия, оформление публичных пространств, организацию музейных экспозиций. Сложившаяся ситуация противоречит разработанным в исследованиях прогнозам развития коммеморативных трендов в европейских странах и требует настоятельного осмысления.

Планируемая Летняя школа посвящена изучению разности коммеморативных процессов вокруг мировых войн в современных обществах. Уход из жизни свидетелей событий, то есть непосредственных носителей опыта, а также утрата поколенческой коммуникации между ними и реципиентами их воспоминаний являются одним из важнейших факторов трансформации культурной памяти. В целом, постулированное П. Нора превращение истории в память спровоцировало в европейских обществах смену господствующих дискурсов и утверждение т.н. «постгероической парадигмы памяти», переключившей внимание исследователей и общественности с героев на жертв и повлиявшей в том числе на формирование публичных пространств памяти (выставок, мемориалов, праздников). В России же, коммеморативная политика развивается по пути настойчивой глорификации войн, исключения общецивилизационных перспектив, замалчивая античеловеческую природу войны, переживания некомбатантов и воспроизводя тем самым устойчивый милитаризированный дискурс. На материалах актуальных выставочных и мемориальных проектов в России и Германии вокруг юбилеев мировых войн участники Летней школы исследуют специфику механизмов транформации культуры памяти, влияние политической конъюнктуры на способы репрезентации военного опыта, поколенческие аспекты коммеморативных процессов. Также будут рассмотрены приемы стратегии и приемы организации мемориальных пространств, современные подходы к музеализации войн в условиях «диктатуры юбилеев» (Кузнецов А., Маслов А.)

К участию в Летней школе приглашаются студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры, а также аспиранты, которые специализируются на немецкой и русской истории и интересуются проблемами мировых войн, памяти, сравнительных исследований. Желающим будет предоставлена возможность представить и обсудить с преподавателями и другими участниками Летней школы свой научный проект, если он совпадает с тематикой школы.

Программа школы будет состоять их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:

1. «Политика памяти о мировых войнах в современных обществах: теоретические основы изучения».

Участникам будут предложены лекции по проблемам публичной истории, коллективной/культурной памяти, современным концепциям мемориальной политики. На практических занятиях студенты получат возможность отработать теоретический инструментарий на конкретных примерах (публичных выступлениях политиков, мемориальном законодательстве, видеорепортажах юбилейных празднований).

2. «Музеализация мировых войн в России и Германии: героический пафос или антропологизация».

Музеи являются одним из важных хранителей и медиаторов культурной памяти. Совмещая функции хранения, изучения и просвещения, они, с одной стороны, становятся отражением современных им дискурсивных практик, с другой — оказывают влияние на эти практики различными средствами визуализации, толкования, репрезентации исторических явлений, в т.ч. военных конфликтов. Не случайно один из исследователей музейного ландшафта Германии Т. Тимайер охарактеризовал его роль в репрезентации вооруженных конфликтов как «продолжение войны другими средствами». На основе материалов российских и немецких музейных выставочных проектов, созданных к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию окончания Второй мировой войны участникам предстоит проанализировать процессы трансформации культурной памяти, взаимосвязь исторической науки и музейных экспозиций, интерактивные и мультимедийные средства представления войны в музеях. Основной темой дискуссий станет проблематизация преемственности и разрывов в музейных репрезентациях военного опыта и роли юбилеев в этих процессах.

3. «Современные публичные пространства памяти о мировых войнах».

Государственная политика памяти выстраивается, как правило, вокруг юбилейных дат. Публичная коммеморация в эти моменты выступает как катализатор процессов формирования и поддержания идентичности различных социальных групп. Создание и культивирование общих мест памяти является особой заботой публичной власти, источником конфликтов и компромиссов государства и различных мемориальных сообществ. На примере анализа мемориалов, посвященных мировым войнам, а также практики публичных коммеморативных мероприятий вокруг этих памятников (от торжественных речей и митингов до празднования свадеб) участники попытаются выявить смену трендов культурной памяти, способы реинтерпретации и нормативного предписывания значений существующим и новым символам.

В рамках Летней школы участники получат возможность представить собственные научные проекты или объединиться в группы для подготовки презентации одной из тем школы на заключительном выездном семинаре. Каждая группа будет разрабатывать свою презентацию на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств.

Участие в Летней школе для российских студентов является бесплатным. Проезд до города Челябинска, проживание и питание финансируются направляющей стороной. Организаторы могут содействовать в бронировании номеров в общежитии. Культурная программа школы, включающая в себя тематические экскурсии, оплачивается принимающей стороной. Выездные экскурсии оплачиваются самими участниками.

Заявки на участие в работе международной Летней школы необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ до 10 мая 2015 года.

Скачать заявку

Контактное лицо: Никонова Ольга Юрьевна

E-mail: [email protected]

Источник: Центр культурно-исторических исследований

Комментарии

Самое читаемое за месяц