Инна Войцкая. Малое собрание сочинений

Публикация на страницах «Гефтера» материалов одного из ярчайших мыслителей 1990-х годов

Карта памяти 08.05.2015 // 4 786

Мы публикуем малое собрание сочинений Инны Тадеушевны Войцкой (1962–2000)

Г.П. Чистяков, А.И. Шмаина-Великанова. Предисловие

И.Т. Войцкая. Дерево и царство. 2-е издание, исправленное

И.Т. Войцкая. Радость учить (третья, впервые публикуемая часть книги)

О.А. Седакова. Письма к Инне Войцкой

В связи с характерными особенностями верстки все материалы представлены в формате .pdf. Редактор-составитель Валерий Станиславович Золотарь.

Обложка первого издания «Дерево и царство»

Обложка первого издания «Дерево и царство»

voytskaya-photo1

voytskaya-photo2
Фотографии любезно предоставлены Мариной Войцкой-Смирновой (Вильнюс)

От редактора-составителя (по изданию 2003 года): Инна (в крещении Емилия) Тадеушевна Войцкая (1962–2000) родилась в г. Клайпеде. В четыре года вместе с родителями Инна приехала в г. Вильнюс, на родину своего отца.

В детстве она крещена бабушкой-католичкой без ведома родителей. Но ее церковное обращение (православное) произошло в 27 лет. После окончания с золотой медалью средней языковой школы Инна поступила на философское отделение Белорусского университета в г. Минске.

За организацию протеста против догматических и атеистических форм преподавания на втором курсе ее исключили из университета. Со слабым здоровьем, только зрение -16.0, Инне пришлось работать уборщицей, дворником, сторожем, няней в яслях для умственно неполноценных детей. При этом испытывать постоянное психологическое давление «среды».

Учеба в экстернате филологического факультета Белорусского университета, которая осуществилась в дальнейшем, и диплом с отличием не принесли изменений в социальном положении. Внутренняя свобода, чувство достоинства, самостоятельность мышления — качества, позволившие Инне написать тексты большой глубины и красоты, в чем предоставляем убедиться нашему читателю.

Книга является итогом работы по изучению средств передачи богословского смысла в культуре. Очерки, написанные на протяжении 90-х годов, воссоздают облик веры, запечатленный русским романом XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и поэзией XX века (О.А. Седакова).

Редактор-составитель Валерий Станиславович Золотарь

Редактор благодарит за помощь: Ольгу Седакову за предоставление писем для печати, Анну Шмаину-Великанову, Александра Жикина, Галину Кунцевич и первых публикаторов статей Инны Войцкой: Дмитрия Строцева, Алексея Андреева (альманах «Такая жизнь», Минск), Наталью Большакову (ежегодник «Христианос», Рига). Особая благодарность Григорию Довгялло за финансовую и организаторскую поддержку первого издания книги.

 

Отзывы современников ее-наших:

Анна Шмаина-Великанова

В самом начале нашей новой жизни в России, в начале лета 1995 года я приехала в Минск с докладом по приглашению Дмитрия Строцева, с которым меня познакомила Оля Седакова. Он и его друзья привезли меня в эту школу, в маленькое мирное село, где наша машина подняла тучу пыли, из-под колес выскочили куры, а сама школа — розовая, одноэтажная, в саду — очень смахивала на детский сад. Сергей Сергеевич был жив, и школа посвящалась тогда св. Григорию Паламе. Ученики, как я позже убедилась, писали по нему превосходные сочинения. Нас встретила маленькая истощенная женщина с горящими глазами, ни на кого в целом свете не похожая — лицом, умом, даром, поведением, речью — Инна Войцкая. Она провела меня в закуток, оказавшийся лингафонным кабинетом. Над входом висела громадная фотография молодого человека, показавшегося мучительно знакомым, но вспомнить его я не могла. Это мешало мне беседовать с Инной и Валерием. Только уехав, я вспомнила молодого человека: это был Пруст. Думаю так, как в этой школе, не учили в Белоруссии, в России, нигде. Замыслы преподавателей были дерзновенны, отношения учителей и учеников показались мне просто братскими и весь воздух был пропитан любовью к поэзии, образованию, Церкви…

Вечная память Инне, вечная память Сергею Сергеевичу.

 

Ольга Седакова

Об Инне Войцкой (1962–2000), основательнице Школы в Заславле, должна была бы написать и, надеюсь, напишу. Один эпизод: в 2003 году в Минске была презентация ее посмертно опубликованной книги: «Дерево и Царство. О поэтике богословия». Это были Вторые чтения, посвященные памяти Инны Войцкой (1962–2000). Их тема: «Голос незащищенных. Мысль и свидетельство Ханны Арендт, Симоны Вейль и Инны Войцкой». Все выступающие единодушно признавали, что ее имя в этом ряду великих женских имен ХХ века совершенно законно. К Инне и ее трудам был внимателен митрополит Филарет Минский. В те же дни Владыка вручал мне степень доктора богословия honoris causa богословского факультета Европейского университета. Идеей Школы (тогда посвященной св. Григорию Паламе, после смерти С.С. Аверинцева названной его именем) было развернуть огромные возможности — гносеологические, культурные — православной традиции в контексте того, что называется «мировой культурой». Каждая лекция Инны в этой школе (о Достоевском, о Ницше и т.д.) была открытием, «сменой аспекта», новой перспективой видения.

Удивительная школа, гениальная — без преувеличений — Инна Войцкая.

Комментарии

Самое читаемое за месяц