Сколько совпадений у Закона Микки Мауса?
Данный материал является реакцией на текст Александра Невзорова «Голый патриарх, или Закон Микки Мауса», опубликованный в журнале «Сноб».
Несмотря на то что А.Г. Невзоров отрицает пассионарность, сам он является несомненным пассионарием, ибо как еще охарактеризовать человека, столь отважно, публично и энергично ниспровергающего основные мифы культуры, в данном случае — «один из основных мифов культуры», о роли личности в истории? Но не факты ли подталкивают его к такому решительному шагу? Отнюдь. Посмотрим, что говорят историки науки, которые по роду своей деятельности питают глубокий интерес к фактам, причем в обоих смыслах — фактам истории и фактам природы.
Кавендиш и Кулон почти одновременно и независимо друг от друга открыли закон притяжения и отталкивания электрических зарядов. Опыт Кавендиша, состоявшийся в 1775 году, на 10 лет ранее опытов Кулона с крутильными весами, результаты которого Кавендиш не опубликовал, был извлечен из забвения Максвеллом в 1879 году и интерпретирован как открытие того же самого закона, который был сформулирован Кулоном. Ретроспективно в одну прямую линию выстроились также Рихман с идеей электрометра, Бернулли с впервые сконструированным электрометром, Франклин, Пристли и Робисон, которые также стремились объяснить электрические силы по аналогии с силой тяжести ньютоновской механики. «Крутильные весы представляли закон природы, выражающий равновесие между электрической и механической силами… Близкое к вневременному равновесие, которого достигал Кулон, в совершенстве выражало идеал французского Просвещения: статическую (вневременную равновесную) механику» [1].
Парацельс и фон Гуттен. Говорить о «независимом» совпадающем открытии причинно-следственной связи между сифилисом и параличом можно только при условии полного пренебрежения историко-культурным контекстом этого «открытия». Так, фон Гуттен приписывал появление параличей у сифилитиков применению с лечебными целями ртути [2], каковую Парацельс использовал для лечения. Парацельс при этом утверждал, что «сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке» [3]. Конечно, рассуждая с нашей сегодняшней позиции, все, что касается ртути, нужно выкинуть как культурный миф, оставив только те соображения исторических персонажей, которые укладываются в современную модель нейросифилиса.
Жансеном и Локьером сделан спектральный анализ протуберанцев солнечного диска. «Независимость» этих астрономов друг от друга с избытком компенсировалась их зависимостью от инструментальной и теоретической истории физики и повестки дня: эту историю обычно начинают с исследований видимого спектра (Ньютон) и продолжают исследованиями инфракрасного и ультрафиолетового спектра (Гершель и Риттер), наблюдениями Волластона и позже Фраунгофера, который интерпретировал темные линии солнечного спектра как линии поглощения, исследованиями Киргхофа и Бунзена, заложившими основы спектрального анализа, конструированием спектроскопов [4], формированием техник «чтения» новых образов, полученных с помощью новых изобразительных технологий [5], и т.д. Не только Жансен и Локьер, но также Франкланд, Погсон и Лангле проводили исследования солнечной хромосферы с помощью спектроскопа. «…Другие имена важных действующих лиц в истории гелия, таких как Погсон, Лангле и прочие, были забыты, и только история Жансена и Локьера осталась» [6].
Список «независимых» повторяющихся открытий можно сделать еще более впечатляющим, если расширить его в соответствии со статистикой Роберта Мертона, американского социолога науки, посвятившего феномену multiple discoveries специальное исследование. Согласно Мертону, изучившему 264 научных открытия, которые имели совпадения, 179 из них повторялись дважды, 51 — трижды, 17 — четырежды, 6 — пять раз, 8 — шесть раз, одно повторялось семь раз и два — девять раз [7]. Но свидетельствует ли такое изобилие совпадений, даже если признать их полными совпадениями (с чем, кстати, далеко не все историки науки согласились бы [8]) о независимости?
Если класс учеников пишет контрольную под наблюдением учителя и большинство (вообразим, что это хорошие ученики) приходит к близким или одинаковым решениям, это, конечно, говорит о некоторой независимости разума от некоторых привходящих обстоятельств (например, духоты в классе или оживленного обсуждения футбольного матча на предыдущей перемене), но никоим образом не свидетельствует о независимости разума от самого задания, полученного от учителя, приемов (иногда алгоритмов) решения, которые добросовестный учитель разобрал с учениками заблаговременно, и форм контроля.
«Итак, мы убедились, — пишет Невзоров, — в том, что ученые, не имеющие меж собой ничего общего ни по воспитанию, ни по образованию, ни по убеждениям, никак не знакомые между собой, примерно в одно и то же время приходили к одним и тем же выводам по важнейшим вопросам мироздания». Но приведенный список «независимых» открытий убеждает как раз в обратном. Воспитание, образование, убеждения, общие «эпистемы», «парадигмы», «стили научного мышления» и «материально-семиотические контексты» — все это сделало даже лично незнакомых друг с другом исследователей членами одного коллектива, одной системы коммуникаций — республики ученых.
По-видимому, Невзоров считает, что «несвязанность личности и открытия» указывает на то, что сама необходимая природа руководит интеллектом в его прямолинейном продвижении к единой исчерпывающей науке о мире. Но пример Маугли доказывает прямо противоположное. Еще ни один «дикий индусский мальчик, пачкающий все своими фекалиями и кусающий до крови обслугу за ноги», не отличился никакими научными достижениями (разве что вошел в историю науки в качестве объекта изучения). Трудно при этом подобрать пример большей близости представителя homo sapiens к природе.
Следовательно, для пополнения списка как уникальных, так и совпадающих научных открытий необходимо пройти через все то, что, по мнению Невзорова, не имеет для научного открытия никакого значения — через социализацию, в процессе которой национальные, бытовые, политические, религиозные, материальные и символические особенности формируют то, что принято называть личностью. И если Маугли действительно вошел в историю науки обнаженным, то совсем иначе обстоит дело с учеными мужами, которые предстают перед нами кто в лабораторном халате, кто в камзоле, кто в сутане именно потому, что одежда есть символическое указание на культуру, одним из аспектов которой является культура научного познания.
Вывод Невзорова о «несвязанности личности и открытия» отчасти объясняется путаницей между личностью и индивидуальностью, каковой путаницей комментируемый нами автор все время грешит. Являются ли телесные отправления признаком индивидуальности ученого или его индивидуальность определяется религиозной верой и политическими убеждениями, в то время как телесные отправления наоборот объединяют его со всеми остальными представителями не только homo sapiens, но и всего животного мира? А что насчет фасона шляпы? Указывает он на личность или на индивидуальность? Или это одно и то же?
Комментируемого автора, впрочем, несколько извиняет то, что данная запутанная проблема терзала еще схоластических философов, размышлявших над тем, что является причиной индивидуации — акциденции или субстанция, материя или форма. В Новое время философы (они же — ученые) связывали личность с общим, а не частным — они связывали ее с бестелесным разумом, который, по словам Декарта, «справедливее всего распределен между людьми» (то есть по сути дела один на всех). Кант полагал, что эмпирический субъект (каковым можно признать и Маугли) индивидуален, в то время как трансцендентальный субъект, конструктор естественных наук — всеобщий. Поэтому, если следовать Канту, когда мы заглядываем в окуляр микроскопа и, впоследствии, в учебник по биологии, мы «видим» там всеобщие и необходимые пространственно-временные структуры и категориальный аппарат коллективной личности — трансцендентального субъекта, оставляя в стороне эмпирические подробности его (Левенгука, в данном случае) повседневной жизни.
А что вообще можно увидеть в окуляре микроскопа? Не увидишь там ни сперматозоидов, ни движения, ни вязкой жидкости — ничего, кроме потока впечатлений, которым еще нужно найти подходящие наименования, еще нужно встроить их в существующие описания мира, чтобы они приобрели форму осмысленной закономерности. Не только абстрактной закономерности — для этого хватило бы и математики, — но природной закономерности, или реальности, открытой для нашего восприятия и понимания.
Может быть, именно в окуляре микроскопа следует искать «обычную мышь», которая, по установленному Невзоровым закону Микки Мауса, всегда скрывается за этим медийным персонажем, обильно снабжая мочой его блестящие одежды? Или не надо даже заглядывать в микроскоп, достаточно просто принюхаться, и Микки Маус будет разоблачен: «обычная мышь» выскочит наружу? Что ж, если мы в состоянии, не апеллируя к категориям культуры, обосновать методологию «принюхивания» как единственно верную, тогда «обычная мышь» станет для нас единственной и несомненной реальностью. И недрогнувшей рукой, прицельным хуком в висок «обычная мышь» отправит в расход своего нелегитимного мифологического соперника, уличенного в отсутствии связей с реальностью. И наступит Тотальное совпадение открытий закона Микки Мауса.
К счастью для Микки Мауса, коллективная личность устроена гораздо сложнее, чем воображаемый коллективный нос, и складывается из разнонаправленных интересов и воль (вот оно, место для скромного обаяния пассионариев), что обеспечивает развитие не только культуры, но и ее части — очень личностного и потому исторически изменчивого предприятия науки о природе.
Примечания
Комментарии