АИРО-XXI приступила к подготовке нового мониторинга «Революция-100»
На первой встрече прошла презентация книги историк А.В. Пыжикова «Корни сталинского большевизма»
© АИРО-XXI
В рамках подготовки нового мониторинга, связанного с актуальным бытованием революции 1917 года и новых дискурсивных практик, которые неизбежно возникнут накануне и в ходе осмысления столетия революции, АИРО-XXI и Союз журналистов России начинают серию круглых столов и презентаций книг, спектаклей, фильмов, выставок, связанных с общественной, научной и художественной рефлексией на гигантское историческое событие, изменившее страну и мир.
Темой первой акции «Революция или реформация?» стала встреча 22 октября в Центральном Доме журналистов России с историком А.В. Пыжиковым и обсуждение его книги «Корни сталинского большевизма».
Руководитель проекта «Революция-100» Геннадий Бордюгов кратко сформулировал центральные вопросы, на которые надо будет ответить в течение мониторинга 2016-2017 гг., особенно в ситуации, когда наметилось упрощение феномена Революции и отвлечения читателя на различные конспирологические картинки, когда возникает стремление снова кровью или верхушечным переворотом разрешить накопившиеся противоречия, связанные, прежде всего, с характером существующей в стране частной собственности. Выступающий напомнил, что Министерство культуры предложило объявить 2017-й годом национального примирения – России красной и России белой. Однако есть примирение и примирение – радикальный пересмотр существующего доступа людей к власти или сохранение имперской традиции. Не уйти в новом проекте и от контекста, связанного с опытом протестного движения 2012 года, так называемых «цветных революций», так называемой «Арабской весной» или событий на Майдане.
Начиная свой рассказ о книге, Александр Пыжиков указал на то, что в поле зрения исследователей проблема значения старообрядцев в развитии России сильно принижалась. Этому способствовало то обстоятельство, что по официальной статистике их числилось лишь 2% населения. Хотя реальное соотношение, по мнению автора, было иным. Иногда в синодальной среде возникали определенные сомнения, но в целом считалось, что в этом особенно разбираться не следует. Что происходило там, в этой среде, никто не вникал. И в это действительно сложно вникнуть, поскольку вопрос с источниковой базой до сих пор серьезно зависает. И вот 1917 год, когда эта латентная реформация, тлевшая все это время под спудом, выходит наружу. Отсюда недоумение Бердяева, Булгакова, всех философов – откуда все это вышло?
Семнадцатый год автор уподобляет спичке, которую бросили вниз, где лежали залежи динамита. Никто не подозревал о том, что здесь лежит динамит, говорили «да ладно!». Потом поссорились наверху, начали меж собой разбираться, думали, что вот сейчас выясним отношения, и все будет нормально. Отношения выяснили, подрались, успокоились, но разбудили все то, что было снизу. Ссора породила выплеск мощнейшей энергии, энергии религиозного плана – совсем не то, что кто связывает с науськиванием, и как бы заговорщицки продвигал. Энергия вышла наружу, и вызвала кровавое месиво. Период 1917-1937 гг. – это открытый этап русской реформации, с 1937 – последним, кровавым актом. И все события со Сталиным, с другими событиями объясняются в рамках такого подхода.
Своими впечатлениями после прочтения книги поделились:
Д.А. Андреев (зам. главного редактора Альманаха «Развитие и экономика»)
С.Г. Антоненко (зам. главного редактора журнала «Религия и наука»)
П.В. Акульшин (профессор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина)
М.Л. Шевченко (телеведущий, член Общественной палаты РФ)
Ф.А. Гайда (доцент Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
Я.В. Леонтьев (профессор Факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова)
В.А. Невежин (ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН)
Фотоотчет и тезисы выступлений опубликованы на сайте АИРО-XXI: http://www.airo-xxi.ru/home/the-news/1956—l-100r
Комментарии