29 октября в редакции Гефтер.ру пройдет круглый стол «Язык современной Церкви»
Начало мероприятия в 19.00
© Flickr / Misha Maslennikov
Предметом дискуссии станут следующие вопросы: существует ли язык православия в России, который был бы обращен и к «своим», и к «внешним». Что считать церковными заявлениями, церковной позицией, церковным отношением к событиям? Есть ли такой язык или Церковь в России говорит пока на «официальных» языках, и кто может его изобретать, как он может учреждаться? Участники дискуссии (возможны изменения): еп. Григорий (Михнов-Вайтенко) (Латвия, скайп), еп. Григорий (Лурье) (СПб., скайп), о. Филипп Парфенов, Андрей Десницкий, Ольга Седакова, Ксения Лученко, Константин Эггерт, Светлана Панич.
Основные проблемы дискуссии. 1. «Нехватка слов и понятий», архаичный язык проповеди, отсутствие согласия, откуда брать ресурсы языка. Недостаточность простого усвоения пластов традиции (историко-археологические церковные исследования) и иноязычных достижений (переводы современного богословия) для выработки такого языка. Почему не получается заимствование богословского языка «в готовом виде»? 2. Отсутствие единого образа «современности» в русской Церкви, ответа на вопрос, что значит быть современным, какие понятия использовать, но и как воспринимать историю. Несбывшийся проект «историзма» (в смысле о. Георгия Флоровского). 3. Проблема центра выработки богословия: является ли им аппарат епископа, церковные образовательные организации, хранители традиций, отдельные ученые богословы. Кто может сказать, что он создает богословский язык, что он говорит и действует как богослов? 4. Вопрос о том, как принимается какое-либо богословие в качестве церковного. Как отдельный тезис, заявление или обличение, высказанное епископом (или священником, или мирянином), становится богословским высказыванием из высказывания ситуативного? 5. Какие институции можно называть богословскими? (например, когда чтение Библии становится богословием, при каких условиях? или когда практическая деятельность становится богословием?)
Аннотация богословского проекта Гефтер.ру «Современное богословие»
Цель проекта «Современное богословие» — размышление о возможности современного языка русской Церкви, ее предании и догматике, ее политических позициях, ее влиянии на общество и восприятии таковым, ее философии свободы и права. Перелом в отношении к метафизической и богословской мысли в конце 1980-х годов совпал со сломом привычных общественных отношений, привычек обживать сложившийся «жизненный мир» по-советски. Но произошел ли слом сознания, при котором появляется навык мыслить иначе, чем «принято»? Мы видим, что, несмотря на искренний энтузиазм обращений, горячность стремлений создавать духовные смыслы, позиция богословия оказалась робкой: сам язык должен был скорее поладить с имеющейся атонией сознания, чем заставить его работать по-другому. При всей независимости богословских рассуждений, их полемической заостренности и определенной подготовке духовных лиц в гуманитарных науках, не удалось предложить языка, отвечающего современной ситуации: постиндустриальной, мультикультурной, мультилингвистической. Отдельные замечания клира о глобализации выглядят как опасения и тревоги, а не как анализ. Мы пытаемся выяснить, как ресурс богословия, осуществлявшегося в разных культурах и обществах за два тысячелетия, может по-новому проблематизировать феномен современности. Есть ли у Церкви ответ на «кризис Просвещения» — не эмоциональный, но понятийный, в духе тончайшего интеллектуального аппарата восточнохристианского богословия?
Адрес редакции: Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 9/8, стр. 3а. Напротив «Фаланстера» (и паба «Челси») арка в розовом четырехэтажном доме, пройти через нее, через двор по диагонали налево, мимо длинного желтого двухэтажного дома до входа в подвал с козырьком с надписью «Русский институт».
Комментарии