Чрезвычайное положение, «Джихадистов в тюрьму» и митинги правых: как Франция и семь других европейских стран реагируют на теракты в Париже

Демократия в чрезвычайном положении: силовики перед выбором

Политика 23.11.2015 // 1 790
© Flickr/Guillermo Alonso

Незадолго до того, как французские власти объявили, что Абдельхамид Абаауд был убит в четверг в результате полицейского рейда в Сен-Дени, депутаты Национальной Ассамблеи проголосовали за продление чрезвычайного положения во Франции еще на три месяца.

Сенат, как ожидается, утвердит эту меру к концу дня в пятницу [Решение Сената в пятницу, 20 ноября, было единогласным. — Ред.].

Еще прежде, чем эта мера была одобрена, премьер-министр Мануэль Вальс произнес короткую речь в Национальной Ассамблее (легислатуре), предупредив, что ИГИЛ [запрещенная в РФ организация. — Ред.] в следующий раз попытается напасть на Францию с применением химического или биологического оружия. «Когда террористическая угроза уже здесь, в момент, когда мы должны защитить наших граждан и действовать эффективно, — сказал Вальс, — срок чрезвычайного положения требуется продлить». Вальс добавил: «Это ответ сильной Франции, которая не гнется и которую не согнуть. Это самый быстрый отклик демократии на варварство».

В условиях чрезвычайного положения полиция получит гораздо большую свободу рук при произведении домашних обысков и арестов. Находящимся при исполнении служебных обязанностей сотрудникам будет разрешено носить оружие постоянно, как сообщает «Дойче Велле», и полицейские власти смогут останавливать для досмотра людей или транспортные средства в определенные часы и в указанных пунктах.

Пока французский парламент завершает дебаты о расширении привилегий полиции, министр внутренних дел Бернар Казнев уже загадывает, что предпринимать в «остальной» Европе. Он требует, чтобы все министры внутренних дел ЕС собрались на экстренное заседание в пятницу [cовещание министров внутренних дел и министров юстиции ЕС прошло в Брюсселе в пятницу, 20 ноября. — Ред.]; Казнев также требует, чтобы государства-члены делились информацией об авиапассажирах и интенсивнее сотрудничали в поиске торговцев оружием. Страны ЕС ранее неохотно признавали необходимость системы совместного использования информации об авиапассажирах, ссылаясь на неприкосновенность частной жизни. «Нужно действовать быстро и решительно. Европа должна сделать это, если она хоть сколько-нибудь помнит о жертвах и их семьях», — сказал Казнев в четверг. На чрезвычайном заседании министров также должен быть рассмотрен вопрос о выполнении «необходимых систематических и скоординированных проверок на внешних границах, в том числе лиц, пользующиеся правом свободного передвижения», сообщает «Дойче Велле». Иными словами, гражданам стран Шенгенской зоны в ближайшем будущем может оказаться труднее пересечь границу.

Президент Франции Франсуа Олланд параллельно объявляет о наращивании воздушных ударов в Сирии. Не менее 33 боевиков ИГИЛ уже убиты во время воздушных налетов за последние несколько дней.

Бросим взгляд на то, что другие страны делают непосредственно в данный момент, через неделю после нападения — плюс несколько фактов, которые вы могли не заметить в потоке новостей.


Бельгия

Многие из нападавших, взорвавших себя или расстреливавших мирных жителей в Париже в прошлую пятницу, жили в Моленбеке — или вообще как-то были связаны с этим бедным и пестрым пригородом Брюсселя, имеющим репутацию «рая джихадистов».

В четверг утром бельгийские власти провели рейды в Брюсселе, в попытке найти друзей и семью 20-летнего террориста-смертника Билала Хадфи. Как минимум двое были задержаны.

Между тем премьер-министр Бельгии Шарль Мишель объявил, что он намерен выделить дополнительно $427 млн на развитие национальных спецслужб и контртеррористические программы. По сведениям «Рейтерс», Мишель также сообщил бельгийским законодателям, что планирует представить на рассмотрение законопроекты, позволяющие правительству «арестовать джихадистов из Сирии, запрещать проповедь ненависти и закрыть незарегистрированные религиозные группы».

Другие предложенные меры позволяют продлить срок задержания до 72 часов в Бельгии — до сих пор предельный срок составлял 24 часа — и согласно «Нью-Йорк Таймс» впервые санкционируют ночные антитеррористические рейды. По крайней мере, одна правозащитная группа страны выразила опасения в связи с тем, что расширение полномочий спецслужб будет закреплено новым законодательством. Однако Мишель предельно ясно дал понять, что он недоволен тем, что отдельные лица винят Бельгию, не осознавая, что террористические атаки, возможно, были запланированы в Брюсселе. «Я, кроме прочего, не принимаю критику тех, кто хочет опорочить наши спецслужбы, занятые трудным и грязным делом», — заявил Мишель в четверг [19 ноября].


Германия

После угрозы взрыва в Ганновере на этой неделе среди немцев растет обеспокоенность терроризмом. Тем не менее, многие в руководстве страны демонстрируют решимость к сохранению нормального течения дел в этом экономическом оплоте Европы. «Я точно не собираюсь избегать других и подыскать себе укрытие», — заявил на этой неделе один из представителей высшей политической лиги Германии. Хотя меры безопасности, несомненно, усилены, канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что не обещает больших изменений в политике — особенно, когда речь идет о «политике открытых дверей» для сирийских беженцев. Тем не менее, множество немцев с ней не согласны. Тысячи людей в Дрездене вышли на митинг против иммиграции под руководством ПЕГИДА [Патриоты Европы против исламизации Запада — ультраправая партия] и других ультраправых групп. Зигфрид Деблиц заявил на митинге, по данным «Франц Пресс», что теракты в Париже стали «результатом иммиграционной политики, которая приглашает людей из совершенно чужой культуры с совершенно другими ценностями в страны и регионы, культуру которых многие из этих иммигрантов презирают».

Многие политики согласны с ультраправыми. Баварский министр финансов Маркус Зедер заявил немецкому изданию ранее на той же неделе, что «времена неконтролируемой иммиграции и незаконного проникновения закончились. Париж изменил все».


Италия

Посольство США в Риме предупредило итальянские власти, что знаменитые памятники в Риме и Милане — как базилика Св. Петра и оперный театр Ла Скала — могут стать объектами террористических атак. «Нет никаких прямых признаков конкретных угроз», однако, по информации итальянских СМИ, власти искали пятерых подозреваемых, информацию о которых, как сообщается, предоставили сотрудники ФБР [1].


Испания

Испанский министр внутренних дел сообщил местному телеканалу, что можно быть уверенным, что беглец Салах Абдеслам не бежал в Испанию после Парижской атаки. Но власти стоят на страже — как и правоохранительные органы во всех странах, имеющих общую границу с Францией. Он также отметил, что Абдельхамид Абаауд, видимо, «пытался завербовать испанцев, особенно женщин, в социальных сетях присоединиться и бороться в рядах Даеш (ИГИЛ. — Ред.)… пополняя ряды борцов за халифат».


Словакия

Страны Европейского союза на Востоке не скрывали недовольства квотами, обязавшими их предоставить убежище иммигрантам, — и теракты в Париже позволили им еще раз доказать правильность своей позиции. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил журналистам в понедельник: «Мы проводим мониторинг относительно всех мусульман на нашей территории, наращиваем контроль за лагерем беженцев и лагерями для задержанных лиц, а также усиливаем мониторинг ультраправых экстремистов». Он добавил, как сообщает «Рейтерс»: «За исключением Норвегии, где массовые расстрелы осуществил Брейвик, практически за все теракты были ответственны мусульмане, поэтому если среди нас есть такие люди, законно проживающие в Словакии, то наша обязанность проверять, имеют ли они контакты с проблемными лицами». Ранее в этом году Фицо уже подвергся жесткой критике, когда заявил, что Словакия согласна принимать только беженцев-христиан, если это возможно.


Венгрия

В понедельник Виктор Орбан, венгерский премьер-министр, голос которого был звучнее многих во всем, что касается негативного отношения к мигрантам, назвал Евросоюз «ослабевшим, рассеянным и впавшим в паралич. Там, в Брюсселе по-прежнему считают, что иммиграция — это хорошо, даже когда мы ежедневно получаем все новые доказательства, что иммиграция — это скверно».


Польша

Новый министр иностранных дел — в Польше ультраправая партия в понедельник сформировала правительство — предложил свою собственную идею, как бороться с продолжающимся притоком мигрантов, по данным «Вашингтон Пост». «Сотни тысяч сирийцев прибыли в Европу недавно. Мы можем помочь им сформировать армию. Десятки тысяч молодых людей высаживаются из резиновых лодок с айпэдом в руке и вместо питья или еды ищут, где бы им подзарядить свои мобильные».

Новое правительство также заявило, что Польша больше не собирается принимать у себя беженцев.


Примечание

1. О восприятии угрозы в Италии — пост Екатерины Марголис: https://www.facebook.com/katia.margolis/posts/931308270250472?pnref=story (ред.).

Источник: New York Magazine

Комментарии

Самое читаемое за месяц