Русская идея, объявись!

Колонки

Демократия в России?

25.12.2015 // 1 517

Журналист, публицист, политический обозреватель.

Нетрудно видеть, что месседжи со словом «русский» имеют особую энергетику. А если речь идет о «русской идее», то просто искрит. Народ натурально готов за нее убивать. По крайней мере, я надеюсь, что лишь на словах. Между тем совершенно непонятно — может быть, только мне? — в чем она состоит. Во всяком случае, никакого связного корпуса текстов, который бы начинался со слов «русская идея — это…» не существует. В данном треде вообще очень много подразумевающегося. Но можно ли сражаться за подразумевающиеся ценности?

Тем не менее, если физическую природу бесконечно малого кварка можно установить на основе косвенного эксперимента, то физическая природа «русской идеи» проявляет себя в реакциях последователей в интернет-форумах. Например, если что-то про нее написать, то получишь в ответ сонм оскорблений: «жид!», «закисни!», «пора зачищать СМИ от жидолибералов». Раньше мне казалось, что этой болезнью — бытовым антисемитизмом — мы давно переболели. Оказалось, что нет, снова-здорово. Наверно, это даже и не очень политкорректно: обращать на него внимание — все равно что тыкать палкой в чумной могильник, — но феномен явлен и регистрируем во множестве интернет-форумов.

Хуже другое. «Рядовые» так называемой русской идеи чувствуют молчаливое одобрение интеллектуальных «вождей». А те не делают ничего, чтобы призвать их к порядку. И ведь кто, как ни они, виноваты в том, что в реализации на местах много ксенофобского, много дурной ненависти ко всему нерусскому, иностранному, вообще иному. Можно, конечно, успокаивать себя тем, что подобные реакции свойственны лишь малокультурному тылу. Но именно «вожди» своим безразличием поощряют армию на новые безобразия.

Впрочем, будем надеяться, что это крайности. Обратимся к нексенофобскому культурному центру или авангарду «русской идеи».

Вряд ли я ошибусь, если включу в окончательный медийный концепт представления о богоизбранности русских, особой облагораживающей роли «Русской России» в мире и высшем порядке русской социальности — соборной, гуманистической и справедливой, — что является предметом зависти других народов, а также истинной причиной их беспричинной агрессии. Мир, согласно этой концепции, погряз в грехе и в силу этого обстоятельства стремится уничтожить последний бастион Правды. Ну, а Правда вынуждена отбиваться всей мощью военно-воздушных сил. На дальних подступах, как сказал президент.

Пресс-представитель Следственного комитета генерал-майор юстиции Владимир Маркин, — а его уж точно никак не отнесешь к рядовым, — так, собственно, и обосновывает глобальный мировоззренческий конфликт:

«Откуда берется эта самая русофобия? Да все оттуда же — из зависти. Только завидуют не материальному благополучию, а душевным качествам — доброте, справедливости, готовности прийти на помощь, поделиться последним, не дрогнуть при любых обстоятельствах. Челябинский метеорит тому свидетель. Они бы и сами хотели быть такими же, да грехи не дают, и начинают ненавидеть в себе и других именно эти спасительные качества».

Скандал между производителем программы «Бесогон-ТВ» Никитой Михалковым и телеканалом «Россия-24», который вдруг решился не допустить программу к просмотру, в открытом письме весьма уважаемых деятелей культуры тоже был интерпретирован не только как творческие тёрки в производственном процессе, а как… борьба за справедливость против двуличия: «Также и нам кажется непраздным поднятый в программе вопрос о двуличии».

Деятели культуры, среди которых, к моему удивлению, оказался и Олег Кашин, пишущий в последнее время на Deutsche Welle, таким образом, четко разместили справедливость в лагере подвижника «русской идеи», а двуличие — в лагере либералов. Которые «…и впрямь переходят все границы дозволенного, и дело не в отношении к президенту, к властям, дело в отношении к России как таковой, к русскому народу как таковому. Друзья, вы слышите, вас всех нет, нет русской нации, нет русской культуры, нет никакой русской идеи».

Да кто бы вообще отказался жить в Богом отмеченном месте, где и гуманность, и правда, и нет греха? Разве народы не потянулись бы туда, как к престолу Римского Папы? Между тем есть очень большие сомнения, что русская социальность есть социальность высшего порядка, а справедливость, гуманность и правда имманентно присущи русской нации.

Пусть меня простят вставшие в этом месте на дыбы фанаты «русской идеи», но это ни в коей мере не принижение русских и русского. Просто они, эти сущности, никому не присущи имманентно — никакой нации, никакой стране на планете Земля. А если и находят свои отражения, то в конкретных проявлениях социального опыта. И тут важнее не столько твердить о своей гуманности, сколько уметь ее проявлять — по отношению к старикам, инвалидам, сиротам… Но здесь, как известно, у нашей нации, нашей страны, нашего правительства, да и общества тоже очень большая проблема. Затык, если честно сказать, в том месте, где должна находиться совесть, отчего у России чуть ли не последнее место в мировых рейтингах.

То же и по поводу «русской» справедливости.

Нет другого способа быть справедливым, как следовать справедливому и демократическому праву. Но и здесь западный социум очевидно ушел далеко вперед: он создал право в том виде, в каком оно с тем или иным успехом перенимается в России. Вряд ли найдется хоть один вменяемый русский или россиянин, кто будет утверждать, что это не так.

Отношение к правде тоже специфическое.

Недавно я был на одном ток-шоу на Первом канале, и там ведущий спровоцировал острую дискуссию по поводу одного нашумевшего политического инцидента — сбития Турцией российского бомбардировщика. Всех допрашивал по очереди, получал ожидаемые ответы, и вот очередь дошла до меня. Я естественно ляпнул нечто перпендикулярно общему хору. И тут все страшно на меня закричали: «Паспорт, покажи свой паспорт! Ты гражданин какой страны?» То есть люди воспринимают правду факта лишь как защиту своего рода-племени. Если ты имеешь другой паспорт, например, ты турок, ты на правду не имеешь право. А если имеешь другую позицию, то на российский паспорт не имеешь право, сдай паспорт Жириновскому! Это, конечно, дефектное, архаичное отношение к установлению истины. При таком отношении она всегда будет заложницей партийной позиции.

Между тем я бы так уж совсем не отказывал русским в их мировоззренческом преимуществе по отношению к другим народам. За сто последних лет они действительно многое пережили, как говорится, на своей шкуре. Еще недавно, всего лишь сто лет назад, они были монархистами, но прогнали царя. Они были внутри дичайшего тоталитаризма, но сами демонтировали тоталитаризм. Они встретились со звериным лицом фашизма во Второй мировой войне, приобретя иммунитет к этому явлению на несколько поколений. И преодолели соблазн коммунизма (а коммунизм — это соблазн социального рая на Земле). С таким опытом они наверно должны были бы иметь право учить другие народы, а другие народы должны вставать в очередь, чтобы поучиться.

Но только с одним условием: если русские сами пойдут к Свободе и если все эти уроки будут заучены ими самими.

Комментарии

Самое читаемое за месяц