4 июня на «Кофейном семинаре» Ирина Сироткина и Евгения Вежлян расскажут о теории фреймов И. Гофмана как методологическом ресурсе literary & art studies

Начало в 17:00

Новости 26.05.2016 // 1 324
© Flickr / Björn Bechstein [CC BY-ND 2.0]

Ирина Сироткина
Искусство перформанса в свете социальной теории Ирвинга Гофмана

Возникновение искусства перформанса (performance art) часто связывают с критикой традиционного театра — обвинениями его в «театральщине», «деланности», «искусственности». По мнению самих перформеров, театр «имитирует» действие, тогда как в перформансе оно — «настоящее». Перформанс-арт многим представляется неким третьим путем, альтернативной формой объединения актеров, новым способом взаимодействия с публикой. Но, согласно теории фреймов Ирвинга Гофмана, пока в искусстве перформанса применяется такой сигнал метакоммуникации, как театральный звонок, возвещающий о начале представления, он будет выводить нас из фрейма «реальность» в другой фрейм — «театр». Тем не менее, по признанию всех заинтересованных сторон, театр и перформанс различаются. У перформанс-арта и публика другая: сюда редко приходят «с улицы» — обычно по приглашению инсайдеров. «Аудитория» и «исполнители» легко меняются друг с другом местами — зрители перформанса готовы сами стать перформерами, приняв правила игры. Возможно, перформансу больше подходит не фрейм «театр», а фрейм «игра». Перформеры — это игроки, разделяющие общие правила и общее видение ситуации, причем не только между собой, но и со своими зрителями, которые готовы поменяться с ними местами и тоже «перформить». Игра привлекает в перформанс-арт все новых игроков-исполнителей, приобретая тем самым «сетевой» характер. Перформанс — не просто «исполнение», а «исполнение-игра» и «исполнение-исследование», практическая проба того, как устроены «действие», «театр» и «реальность».


Евгения Вежлян

Литературный вечер как фрейм, или К вопросу о социологической реконцептуализации форм литературного быта

Важность изучения конкретных форм литературного быта, таких, как салоны, клубы, разного рода литературные фестивали и вечера, — словом, различных форм, сочетающих исполнение текстов и общение их авторов друг с другом, не подлежит сомнению. Однако всякий раз, когда историк литературы обращается к этому материалу, происходит то, что можно назвать эффектом вещи-в-себе. Само по себе рассматриваемое событие как совокупность взаимодействий участников, происходящих в конкретном пространстве, в его определенной конфигурации и материальности, т.е. «само происходящее», оказывается либо неуловимым, либо ненужным, избыточным для рассмотрения, нацеленного на установление конкретных содержательных моментов, имеющих отношение к циркуляции собственно изучаемых текстов или к биографии конкретных авторов.

Но что же все-таки происходит на литературных чтениях, когда участники сидят и слушают читающего свои стихи поэта, эмоционально вовлекаясь в процесс слушания и одновременно ощущая соприсутствие друг друга? Существуют ли методы, позволяющие корректно концептуализировать это важнейшее для любого участника литературной жизни «нечто»? Для ответа на эти вопросы мы обратились к социальной теории и к синхронному материалу.

Поскольку поэтические вечера — это устойчивая форма социального взаимодействия лицом к лицу, обладающая собственными структурными параметрами, которые определяют характер, границы и пространственно-временные рамки этого взаимодействия, для их социологической концептуализации мы обратились к теории фреймов Ирвинга Гофмана. Продуктивность языка теории фреймов для «схватывания» феномена поэтического вечера обусловлена еще и тем, что в центре события вечера находится «исполнение» — ситуация, когда автор или авторы читают стихи. Разного рода «исполнения» находятся в центре рассмотрения и в теории фреймов. Ситуация «исполнения» предполагает переключение — т.е. возникновение в ее границах условностей — действующих в границах фрейма правил «считывания», имплицитно известных участникам и определяющих их поведение.

Для анализа границ фрейма Гофман вводит понятие «скобок» («пограничные знаки, выделяющие деятельность, находящуюся внутри фрейма, из непрерывного потока событий»). Скобки носят пространственно-временной характер, и, как пишет Гофман, «подобны деревянной картинной раме, предположительно не являются ни частью содержания соответствующей деятельности, ни частью мира вне ее, но, скорее, пребывают одновременно и внутри, и снаружи». Еще одно важное для нас различение — различение «игры» и «спектакля», «драматического действия как такового, спортивного состязания, свадебной церемонии или судебного разбирательства и той социальной данности или того общего дела, в которое встраиваются вышеназванные процедуры».

Используя понятие пространственно-временных скобок и различение игры и спектакля для анализа полевых данных, полученных при посещении литературных вечеров, проходивших на московских литературных площадках летом 2014–2015 годов, мы покажем, как возможно рассмотрение события литературного вечера «самого по себе», а затем попробуем поставить вопрос о том, может ли микросоциология стать ресурсом для теоретической пересборки «литературного быта».

Семинар пройдет 4 июня с 17:00 до 19:00 в редакции интернет-журнала «Гефтер» по адресу: Малый Гнездниковский пер., 9/8, стр. 3а (в подвальном помещении «Русского института»). Вход через офис редакции на 2 этаже.

Комментарии

Самое читаемое за месяц