Русская литература после 2012 года: ангажированность vs независимость
Литература без суверенитета? Споры о социальном значении российской литературы 2000–2010-х годов
Видеоматериалы круглого стола «Русская литература после 2012 года: ангажированность vs независимость» в редакции Gefter.ru (7 октября 2016 года).
2012 год по многим причинам стал переломным в жизни России. В числе прочего изменилась и культурная политика государства. Процессы, которые обусловили эти изменения, гомогенны тем, которые происходят и в экономике: все «годные» символические ресурсы апроприируются правящей элитой, используются для создания и поддержания новой охранительной идеологии, а прочее подлежит постепенному уничтожению как балласт, который слишком затратно поддерживать и слишком сложно контролировать.
Литература оказалась одной из важных ставок в этой борьбе за символический капитал. Об этом свидетельствуют попытки государства договориться с литературными сообществами (пресловутое Литературное собрание и создание ряда организаций после него), повлиять на формирование национального литературного канона (через создание различных «образцовых» списков и пересмотр образовательного стандарта) и, наконец, патронирование ряда премий и некоторых писателей.
В ходе круглого стола были подняты вопросы, возникающие в связи с этой ситуацией. И первый — насколько литература как институт в данный момент независима от государства? Повлияли ли все эти попытки управления и контроля на положение дел в самой литературе, если иметь в виду соотношение сил в поле литературной борьбы? Как, например, отразилось это усиление присутствия государства (работа механизмов патронажа и контроля) на соотношении маргинального и мейнстримного, элитарного и популярного в литературе? Что изменилось в жизни литературных сообществ с 2012 года, если говорить о механизмах групповой солидарности и группообразования (принимая во внимание периодически возникающие дискуссии о «коллаборационизме», с одной стороны, активное сотрудничество с госструктурами ряда новых, возникших в постсоветскую эпоху институций — с другой, и с третьей — ослабление позиций таких старых, унаследованных от советской литературной системы авторитетов, как «толстые журналы»)? Изменился ли общественный статус писателя? Повлияла ли государственная активность на читателей, их предпочтения и ориентиры?
В обсуждении приняли участие: литературный критик Валерия Пустовая (журнал «Октябрь»), поэт, литературный критик Лев Оборин, литературный критик, историк литературы Михаил Эдельштейн (МГУ), поэт и литературный критик Денис Ларионов.
Куратор литературного проекта Gefter.ru — филолог, критик, поэт, доцент РГГУ Евгения Вежлян.
Комментарии