Фактор Дилана
Мудрость задним числом
17.10.2016 // 2 195Присуждение Нобелевской премии по литературе американцу Бобу Дилану всколыхнуло мировую общественность по обе стороны океана. Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама тут же провозгласил Дилана «одним из своих любимых поэтов», а Юрий Лоза — «местечковым американским явлением». Однако среди этого волнения искренней радости все же было немного, в основном преобладало изумление, и хорошо, если изумление приятное, нежели недоумение характера отрицательного.
Впрочем, если говорить совсем откровенно, на сегодняшний день кто бы ни получил какую-либо премию, вряд ли большинство сможет разделить с лауреатом радость от победы — скорее, начнутся иронические шуточки на эту тему, критические замечания и прочие спутники не самых благовидных человеческих качеств.
Российская общественность, конечно, удивлялась этому выбору Нобелевского комитета особо. И не только потому что выбор этот был настолько нелинейным и настолько непредсказуемым, в отличие, скажем, от варианта событий с выбором Мураками, но и потому что демонизированный центральными рупорами пропаганды Запад присудил премию, конечно, «своему», но очень своеобразному «своему».
Вот если бы премию по литературе присудили Борису Джонсону, бывшему мэру Лондона, а ныне главе Форин Офиса, например, выбор Нобелевского комитета был бы абсолютно понятен. Нынешняя политика Джонсона как министра иностранных дел Великобритании весьма укладывается в рамки холодной войны. Он призывал протестовать у российского посольства против военных действий РФ в Алеппо и вообще ведет себя «в лучших традициях», так что господину Киселеву и Ко даже и придумывать ничего не стоит. Такого лауреата Шведской академии, думаю, поняли и приняли бы в России скорее. Разумеется, немедленно начав отсель грозить шведам, да и самому Джонсону на разные голоса.
Тем более что Джонсон — известный и очень хороший журналист, а его вышедшая в минувшем году книга «Фактор Черчилля: как один человек изменил историю» [1] отлично написана с точки зрения художественной литературы. Другое дело, что, создавая эту апологетическую биографию, Джонсон мало заботился об исторической реальности, равно как и сам сэр Уинстон Черчилль, получивший так же нобелевскую премию и так же по литературе в 1953 году.
Вот этот выбор Нобелевского комитета все-таки изумляет куда бóльшим образом, чем нынешний выбор Дилана. На премию по литературе Черчилля номинировали семь раз, с 1946 года начиная. Номинаций на премию мира у человека, войной бредившего, слава Господу, все же меньше, а точнее — две, и обе неудачные — в 1945 и в 1950 годах.
Безусловно, его литературное наследие, если можно так выразиться, к тому моменту уже не умещалось даже на самой обширной книжкой полке. Эпистолярные способности Уинстона Черчилля сомнений не вызывают. Даже несклонный к ядовитым замечаниям премьер-министр Чемберлен говорил в сентябре 1939-го, после триумфального возвращения Черчилля в Кабинет: «Он постоянно пишет мне письма на нескольких страницах. Мы и так встречаемся каждый день на заседаниях Военного Кабинета, и это кажется мне совершенно ненужной мерой, но, конечно, я понимаю, что эти письма пригодятся для его книги, которую он напишет в дальнейшем» [2].
В этом «джентльмен с зонтиком» не ошибся, а, можно сказать, как в воду смотрел. «Вторая мировая война» [3], шеститомный труд Черчилля, за который ему наконец-то и была присуждена Нобелевская премия по литературе, пестрит этими самыми письмами, записками, а также выдуманными и домысленными историями.
Вроде описанного драматического обеда на Даунинг-стрит, 10, 11 марта 1938 года, на котором присутствовал рейхсминистр фон Риббентроп, якобы затягивавший сам обед и отрывавший министров Его Величества от правительственных телефонов, в то время как германские войска занимали Австрию [4]. Но беда в том, что вермахт все-таки осуществлял аншлюс Австрии днем позже, а не во время того памятного обеда [5]. И подобных умышленных, мягко говоря, неточностей у Черчилля очень и очень много. Равно как и в книге его поклонника Бориса Джонсона.
С тем же успехом Нобелевский комитет мог бы отметить и «Военные мемуары» [6] Дэвида Ллойд-Джорджа, а также его «Правду о мирных договорах» [7] — эти занимательные примеры «отмывания» собственной репутации. Или, допустим, масштабный и с теми же целями написанный том мемуаров Энтони Идена «Лицом к лицу с диктаторами» [8].
Но премия была вручена сэру Уинстону Черчиллю — точнее, его супруге, сам он не смог присутствовать на церемонии в Стокгольме, сославшись на неотложные дела, а Черчилль тогда второй раз занимал пост премьер-министра; на самом деле, его здоровье к декабрю 1953 года уже очень сильно ухудшилось. В год смерти Сталина его литературный талант был оценен Шведской академией с формулировкой: «за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
В разгар Холодной войны, блестящим ораторским искусством Уинстона Черчилля в Фултоне и начатой, эта премия не вызывала вопросов. Вызывает вопросы она сейчас, когда объективно знакомишься с трудами распиаренного, в том числе и собственнолично, человека, чьи моральные качества и постоянная жажда войны, т.е. страданий, тех самых «крови, пота и слез», характеризуют его не лучшим образом. Не говоря уже о многих политических инициативах.
Но почему же премия Бобу Дилану теперь вызывает такую странную реакцию? То, что песни наконец-то признают не только поэзией, но и литературой, на мой взгляд, только расширяет формат восприятия слова, которое было в начале и которое станет концом всего. И судя по сегодняшним новостям, этот конец довольно близок. О возможности третьей мировой войны, которая, безусловно, кончится весьма плачевно, но и весьма быстро, теперь говорят даже неcклонные к алармизму люди.
Предвоенная истерия охватила весь мир. Решение Нобелевского комитета на фоне каждодневных мрачных прогнозов кажется просто глотком свежего воздуха, оно настолько неформально, неангажировано и блестяще в своей простоте, как цветок, пробившийся сквозь мостовую. Рок-н-ролл, возможно, и мертв, но еще живы люди, для которых война — не просто увеселительная прогулка, а действительно невероятная трагедия. И выигравших в таких трагедиях не бывает, бывают только проигравшие, — как писал выдвигавшийся на Нобелевскую премию мира, но так и не получивший ее мистер Невилл Чемберлен.
Так разве же не прекрасно, что в подобные страшные для всей планеты дни одну из престижнейших наград получает человек, чей тихий, скромный голос уже более полувека протяжно спрашивает: «Как долго должен человек поднимать глаза // Прежде чем сможет увидеть небо? // Да, сколько ушей должно быть у человека // Чтобы он услышал, наконец, что люди плачут? // Да, сколько смертей еще надо, чтобы до него дошло, // Что уже так много людей умерло?»
На мой взгляд, такая инициатива Нобелевского комитета, наоборот, доказывает, что у человечества еще есть шанс.
Примечания
Комментарии