Ольга Седакова
Беседа о Данте
«Вселенскость взгляда на вещи»: катастрофизм и спокойствие Данте
© Оригинальное фото: BestKevin [CC BY-SA 2.0]
Выступление на презентации книги о. Георгия Чистякова «Беседы о Данте» (М.: Центр книги ВГБИЛ имени М.В. Рудомино, 2016. 224 с.), ВГБИЛ, 17 октября 2016 года.
Прежде всего мы должны поблагодарить тех, кому принадлежит идея собрать, составить, прокомментировать эту книгу, — Н.Ф. Измайлову и Т.А. Прохорову. А также иеромонаха Иоанна Гуайту, написавшего к ней предисловие и участвовавшего в ее составлении. Сам отец Георгий этой книги не написал. Он оставил нам цикл радиобесед о Данте, оставил разнообразные размышления о Данте в статьях и книгах, но «Беседы о Данте» как книга, как целое реализовалась трудом и любовью ее составителей.
Прежде всего, эта книга — огромная радость вновь услышать речь отца Георгия, которую мы так любили: горячую, живую, ученую и человечную. Никто не говорил так, как он, в нашей Церкви — и никто не говорил так, как он, среди наших гуманитарных ученых. Не говорил и не говорит: и то, что этого голоса больше не слышно, не перестает переживаться как великая утрата.
И теперь сама тема книги — Данте. Для меня эта тема особенно важна: я многие годы занимаюсь Данте, и в частности русской судьбой Данте. И с большой уверенностью могу сказать: беседы отца Георгия, собранные в книгу, выход которой мы празднуем, — это первая настоящая пропедевтика Данте для нашего читателя. Данте в России переводили, о нем немало писали, его вдохновение вдохновляло лучших русских поэтов, от Пушкина до Бродского. И вместе с тем нужно признать, что для «широкого» просвещенного читателя Данте остается далеким и как будто слишком иностранным [1]. «Божественная комедия» — и в самом деле трудное чтение («Беседы» о. Георгия посвящены в основном «Комедии», но он свободно и широко приводит и цитаты из трактатов, и из «Новой жизни»). Хотя и в Италии мне приходилось слышать о том, что Данте труден современнику, но в России эта трудность многократно возрастает. Для нашего соотечественника на пути к Данте «объективно» гораздо больше препятствий, чем на пути к Шекспиру или Гёте.
Среди этих препятствий — слишком малое знакомство с христианской мыслью, со Св. Писанием, с богословием, с классической и христианской этикой, с литургией, наконец (Вторая и Третья кантики сплошь литургичны) — и, с другой стороны, такое же туманное представление о классической культуре, об античной поэзии и философии. А без двух этих отсылок мы не прочтем ни первую строку «Комедии»:
Nel mezzo del cammin di nostra vita
В середине пути нашей жизни
(Inf. I,1)
ни последнюю (как бы часто ее ни цитировали):
L’amor che move il sole e l’altre stelle
Та любовь, которая движет солнце и другие звезды.
(Par. XXXIII, 145)
Не зная и даже не подозревая, чьи голоса включает в свою речь Данте (в первой строке это библейские псалмы и молитва царя Езекии; в последней строке это Аристотель и Боэций), мы не сможем, как ожидал от своего читателя Данте, следовать за его «поющим кораблем», который плывет по тем водам, которые, как сам он говорит, никто до него (а мы можем добавить: и после него) не бороздил.
В 2011 году в петербургском издательстве Русской христианской гуманитарной академии вышел большой дантовский том из серии Pro et contra — отличная антология того, что в России подумано и написано о Данте. И, осмелюсь сказать, никто из авторов этой антологии не сделал того, что сделали эти беседы о. Георгия: не провел нашего читателя к той точке, откуда открывается весь мир Данте, к той точке, которая движет его поэтическим свидетельством, «действием, а не рассуждением», словами самого Данте. Для этого оказались необходимы те дары отца Георгия, которые редко встречаются и порознь, а в нем соединились: страстная и просвещенная вера — и глубочайшая филологическая культура (об этом пишет в своем предисловии иеромонах Иоанн Гуайта) [2]. И что еще важнее (во всяком случае, по законам дантовского мироздания), это особая «движущая» любовь к поэту и богослову Данте, которая стала судьбой о. Георгия со школьных лет. Своего рода итогом этого дантовского пути стала книга о. Георгия о Евангелии от Иоанна [3], прочитанном во многом через Данте [4].
Отец Георгий говорит, что Данте становится для своего читателя тем, кем для самого Данте стал Вергилий, — проводником в самую глубину вещей. Беседы отца Георгия — рассказ о его личном следовании Данте. Для этого требуется своего рода конгениальность. Данте выбирает своих читателей. Избирательное сродство, связывающее Чистякова и автора «Комедии», легко заметить, но труднее определить. По-моему, это прежде всего открытость, вселенскость взгляда на вещи — и страстное желание осуществить «правду Божию» здесь и сейчас.
Читатель «Бесед», который пойдет по следам отца Георгия, идущего по следам Данте, увидит удивительные вещи. И, как Вергилий своему подопечному, отец Георгий не раз поможет нам в трудном (повторю) и восхитительном странствии по вселенной «Комедии».
И еще одна, важнейшая для меня вещь. Отец Георгий читает Данте не «с чистого листа», а исходя из глубоко пережитого опыта мира после Данте — и особенно опыта ХХ века. Только с этой точки можно заметить, что мир христианской веры Данте — это мир великой Победы. Христос Победитель — центр веры Данте. Так это и в раннехристианских памятниках (в изображениях катакомб, которых Данте видеть не мог), и в равенских мозаиках (созерцая которые, Данте завершал свою «благословенную землей и небом» поэму). Так это навсегда остается в нашей литургии.
Но эта победительная вера, замечает о. Георгий, переживает кризис в ходе христианских веков. Бог Победитель, Всемогущий Бог начинает восприниматься как абсолютная власть, как неумолимый судья — и это провоцирует разнообразные бунты и отчаяния, о которых свидетельствует искусство позднейших веков. Впрочем, уже Данте заметил, что современные ему князи Церкви мало знакомы с «лицом Милости»: они знают только «лицо Справедливости» (разговор с Манфредом, отлученным от Церкви и принятым в Чистилище за последний момент предсмертного обращения, Purg. III, 121–126). И только жесточайший ХХ век, по мысли о. Георгия, в своих святых и богословах находит неожиданный выход из этого кризиса: «Стало ясно, что Бог являет нам Себя, не сокрушая скалы, не демонстрируя Свою власть над миром, но совсем наоборот — в полной беспомощности, в беспомощности Распятого, в беспомощности новорожденного Ребенка, в беспомощности Умирающего» (с. 180). Эта «немощь Божия» — не опровержение ликующей и движимой любовью космографии Данте. Память о ней только не позволяет забыть, как дорого стоит эта Победа.
Примечания
Комментарии