Мозги из холодильника

Колонки

К вопросу о жизненном мире

15.03.2017 // 1 630

Философ, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В сфере управления невозможно обойти две темы: люди и деньги. Чтобы обсуждать стратегию предметно, надо все время ставить вопросы: (1) Кто будет это делать? (2) Как это будет финансироваться? Проблема заключается в том, что из любого данного положения дел ответ на вопросы (1) и (2) представляется совершенно понятным: людей нет и не будет, денег нет и не будет. Соответственно, так называемое практическое действие не лежит в плоскости того, что вот «сейчас» есть. Сейчас никогда ничего нет — и ясное понимание этого является условием политики. Политика должна порождать — или ничего не будет и дальше. Собственно, многие только этого и хотят. Они хотят отнять у каждого из нас не только настоящее, но и будущее.

Поэтому в принципе политика может иметь любые цели. Когда говорят, что цели должны быть «реальными», их связывают с текущим состоянием — то есть с отсутствием людей и денег. Если начинать от реальных целей, которые в процессе борьбы и подгонки будут изменяться, то кончить можно целями отрицательными: еще большим сокращением и людских возможностей, и финансовых ресурсов. Чем более нереалистичные цели ставить, тем выше вероятность того, что в процессе балансировки интересов от них останется что-то значимое.

Желательно также формулировать исходную цель практического действия в общей и при этом раздражающей для кого-то форме. Тогда есть шанс, что это раздражение расшевелит значительное число наблюдателей. Цель должна раздражать, потому что в противном случае не будет борьбы и обозначения позиций. Формулировку раздражающей цели следует направить против основного оппонента. Политический оппонент — это то(т), кто выдвигает свои ответы на вопросы (1) и (2). В настоящее время единственной инстанцией, выдвигающей определенные ответы на эти вопросы, в России является государство.

Но какое это государство и какие у него ответы? Ответы государства такие: (1) делать всё будут «люди»; (2) платить за всё будут «граждане». Все время различая «людей» и «граждан», государство достигает особой виртуозности в исключении себя из обсуждения перечня действующих лиц. Здесь государство можно поймать. Если его сейчас нет в обсуждении этих вопросов, то его-то — государство — нам и нужно собрать. Сейчас мы имеем отсутствующее государство. Поставим себе невозможную цель — создать присутствующее государство.

Вот несколько общих предложений по формированию присутствующего государства.

1. Норму Праву: «Инвентаризация» законодательства

Отсутствие государства: в настоящее время ему приходится все время изображать самого себя. Способ изображения — многочисленные законы и подзаконные акты. Многие вопросы урегулированы неясно, избыточно, а какие-то — вообще не урегулированы. При этом сохраняются и советские рудименты (регистрация по месту жительства, трудовые книжки, натуральные льготы). Здесь необходимо понять, что законы сами по себе не могут решить никакой проблемы. Законы устанавливают правила для решения, которое так или иначе уже существует. Все законы и нормативные требования, которые мешают сложившимся решениям и/или им противоречат, нужно отменять. Как узнать, что мешает? Заморозить на три года любые проверки любыми госорганами любого юридического лица. Затем провести проверку и те законы, которые нарушались наибольшее число раз за три года без проверок, отменить.

2. Гослото: Розыгрыш должностей

Правила приема на госслужбу сейчас запутанные. Следует выделить 20% должностей в федеральных органах исполнительной власти любого уровня, а также в муниципалитетах для открытого розыгрыша в лотерею. Набор разыгрываемых должностей также предварительно определить случайным порядком, путем лотереи. К участию в лотерее допускать всех граждан страны старше 18 лет. Связать возможность участия в лотерее следующими предварительными условиями: (1) написание онлайн-диктанта по русскому языку (в том числе при помощи сурдопереводчика); (2) сдача экзамена по логике. Лотерею проводить в течение полугода раз в пять лет. Всех чиновников, занимающих должности, которые будут вынесены на лотерею, сократить. Должности, на которые в рамках лотереи не поступит заявок, считать бесполезными и упразднить. Чиновников, занимающих оставшиеся 80% должностей, перемещать каждые пять лет в случайном порядке на другую должность. При отказе от перемещения чиновника увольнять.

3. Другометр: Краудрекрутинг в парламент

В некоторых компаниях есть такой инструмент: программка предлагает человеку выбирать попарно между двумя людьми из всего круга его сослуживцев, отвечая на один и тот же вопрос: с кем лучше работать? Эту идею можно адаптировать для выдвижения кандидатов в парламент. На разных уровнях голосовать будут те, кто непосредственно вовлечен во взаимодействие с кандидатом (коллеги-депутаты, помощники, чиновники, журналисты, граждане, обращавшиеся за помощью). На муниципальном уровне — все жители района. При этом стоит запретить выдвигаться в парламенты субъектов Федерации и России в целом всем, кто не отработает хотя бы одного срока в муниципальных депутатских собраниях. Принцип краудрекрутинга с некоторым уточнением задаваемого вопроса (кого вы считаете более разумным?) можно также применять для формирования состава мировых судей, судов общей юрисдикции и так далее.

4. Дао денег: Самоуправление отчислениями

Многие из нас платят государству. Налоги, пошлины, сборы, штрафы и т.д. Как правило (а может быть всегда), мы не знаем, куда все это девается, как расходуется. Граждан, конечно, имеет смысл штрафовать. Штрафовать — это важная функция государства. Это даже приятно. Однако здесь нужно сделать важную поправку. 1% с каждого отчисления любого гражданина нужно направлять в Фонд гражданского самоуправления отчислениями. Соответствующую сумму с отчислений каждого гражданина, включая НДФЛ, нужно помещать на его личный счет с предоставлением права тратить на любые социальные объекты в стране (школы, музеи, больницы, крематории, дома отдыха). Также следует предоставить гражданам возможность создавать коалиции, аккумулировать средства с индивидуальных счетов для выделения отдельному объекту единовременных значительных средств.

Меры 1–4 обозначают горизонт невозможной цели по созданию присутствующего государства. Присутствующим я называю такое государство, которое любое свое действие в состоянии обеспечить ответом на базовые вопросы: кто делает? кто сделал? и кто платит? кто заплатил? Постоянное обращение к этим вопросам является, на мой взгляд, обязательным условием порождения политики. То есть порождения самой способности порождать, генерировать идеи. Вот уже 25 лет, как мы в России не придумали ни одной идеи. Ради интереса стоит все-таки вынуть мозги из холодильника.

Комментарии

Самое читаемое за месяц