Современный интеллектуал против кризиса: достаточные основания «делать политику»?

Юрген Хабермас, Эммануэль Макрон, Зигмар Габриэль — о логике больших сообществ

Политика 27.03.2017 // 1 830

Философ Юрген Хабермас: В современной Европе заметен упадок инициативности: министры отказываются действовать решительно, а партии лишены стратегического видения. В экономике все чаще принимаются решения, основанные только на былом опыте, без умения анализировать современную ситуацию. Слишком многие политики перестали быть интеллектуалами, и разрыв между стратегией и тактикой нарастает: стратегия может быть гибкой, но тактика дает примеры скоропалительности. Отсутствие интеллектуалов среди европейских политиков подрывает социальную рамку Европы: Европа задумывалась как общий полис, в котором социальные интересы могут быть высказаны на политическом языке. В настоящее время политический язык используется подчас как «страховка», как то, к чему обращаются, когда вполне очевиден тупик непродуманных и далеко зашедших экономических решений.

Кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон: Французская экономика встроена в общеевропейскую, но она имеет достаточно большую свободу стратегических решений. Общеевропейская коммуникация, создание общих правил экономического взаимодействия позволяют перейти от понимания экономики как страхования рисков к пониманию общеевропейской экономики как инвестиций в саму сферу коммуникации. Такая коммуникация не будет сводиться к правилам: нам нужны навыки принятия решений, которые будут обоснованы политически, но при этом не будут давлением политического интереса на экономическую реструктуризацию. Новая коммуникация позволит Франции стать игроком общеевропейской политики — выдвигая не консервативную альтернативу интересов и не либеральную альтернативу технократии, но свою систему экспертизы опыта. Французская экономическая система столкнулась с теми инфраструктурными рисками, которые в других странах гасились отлаженной работой банковского сектора. Но ее политический инструментарий еще поможет Европе выйти из кризисов.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль: Строго экономические решения не могут быть обоснованы только институционально и только выполнением готовых правил. Пример Германии в Европе — это пример социальной политики, не сводящейся только к тактическим социальным интересам, но строящей стабильные институты взаимодействия. Именно Германия настаивала на капитальных инвестициях и на том, что международная коммуникация включает в себя не только соблюдение готовых правил, но и создание правил экономических действий, не наносящих ущерба третьим сторонам. Именно это делало проект объединенной Европы столь привлекательным: не столько структура инвестиций, сколько минимизация рисков. Но сейчас настало время распределить риски между сторонами международного взаимодействия, только тогда можно говорить о единой политической стратегии Европы. Коммуникативный разум должен взять верх над экономическим мышлением, препятствующим возникновению новых стратегий взаимодействия сторон диалога.

Разговор состоялся в Школе управления HERTIE (Берлин) 16 марта 2017 года.

Фото на обложке: Európa Pont [CC BY 2.0]

Комментарии

Самое читаемое за месяц