Честь и слава в социальной теории

Выступление А.Ф. Филиппова в поддержку ЕУСПб (10 февраля 2017 года)

Политика 29.03.2017 // 1 772

«Слава» без чести и «честь» в поражении: о безусловности онтологии «произошедшего». Метафизический контекст «хрупкости» человеческих деяний и социально-политические основания институциональной их фиксации («затвердения»). Посмертная слава и корысть любой славы. «Слава» и «честь» — противовесы престижу и репутации, потенциал поиска политическим актором неконвенционального «я»? Секулярные основания славы и аристократические предпосылки чести.


Комментарий А.Ф. Филиппова:
Это выступление — оно основано на самых первых, самых предварительных результатах работы, рассчитанной на долгий срок, и вряд ли может считаться настоящей, классической лекцией — было организовано, чтобы публично выразить свою поддержку, научную и гражданскую солидарность с коллегами из Европейского университета. Я хочу снова выразить ее здесь, на странице Gefter.ru. Есть тема, политически очень болезненная и очень мало затронутая и в речи, и в дискуссии, к которой я бы хотел привлечь внимание дополнительно. Слава — это мирской эквивалент спасения, и поэтому она является важным ресурсом для всех политических агентов, которые распоряжаются или пытаются добиться контроля над логическими конструкциями абсолютных событий: рождения и смерти, основания и распада сообществ. Очевидно, что в «секулярный век» они всё равно рано или поздно будут сталкиваться или солидаризоваться с институтами, которые Макс Вебер называл «предприятиями спасения». Спор о спасении не может не стать политическим спором, и авторитет главной инстанции прославления — слишком большая и серьезная ставка, чтобы игнорировать этот вопрос. Вот почему игнорируемые или слишком поспешно решаемые вопросы политической теологии снова выходят на передний план. Разговор о них еще предстоит.

Комментарии

Самое читаемое за месяц