Ян-Вернер Мюллер
Европейский популизм и перспективы либеральной демократии
Либерализм и его эпигоны. Как выигрывать, не проиграв Европу?
© Оригинальное фото: World Economic Forum [CC BY-NC-SA 2.0]
Ян-Вернер Мюллер готов говорить во всеуслышание: теория демократии вот уже столетие как на кону и от нас зависит ее успех. Европейская демократия для Мюллера — демократия ограниченная: слишком многое она, не задумываясь, делегирует бюрократическим институтам. Мюллер — своеобразный психоаналитик демократии, его рассуждения о «недовольстве демократией» ближе всего к фрейдовскому «недовольству культурой». Недруги демократии действуют как грубые знахари, ее сторонникам нужно научиться действовать как терапевтам, пополняющим арсенал убедительных теорий.
Укрепляя демократию: дискуссия с «юными глобальными лидерами»
Укрепление демократии в наши дни — дело граждан, недовольных современной демократической системой, и не стоит думать, что недовольство демократией может только разрушать ее. Напротив, критика демократии — залог нового политического сотрудничества представителей разных стран. Главный недостаток современной демократии — то, что политическое участие не подразумевает политического соучастия. Консенсусная демократия может стать лишь промежуточным решением, потому что она не защищает демократический выбор от эксцессов «демократического» самоутверждения элит. Настоящая демократия — это не дело консенсуса, а дело политического содействия всех всем, когда спор о ценностях требует максимального вложения сил от большинства участников, когда в любом оппоненте мы видим того, кто последовательно обосновал демократию для нас. Такое сотрудничество (даже через яростный спор) и станет демократической заслонкой от несменяемых элит с их готовыми ресурсами влияния на умы.
Участники дискуссий:
— Патрик Чаппатт, журналист, карикатурист, «молодой глобальный лидер»;
— Кристиан Керн, Федеральный канцлер Австрии;
— Дорис Лойтхард, президент Швейцарской Конфедерации 2017 года и Федеральный советник по окружающей среде, транспорту, энергетике и коммуникациям Швейцарии;
— Ян-Вернер Мюллер, профессор Принстонского университета, США;
— Николаш Ши, политик (Чили), «молодой глобальный лидер».
Ведет дискуссию Сюзанн Ф. Уилле, журналист и телеведущий, Швейцарское телевидение SRF, Швейцария.
Демократия перед новыми вызовами. Дискуссия в школе управления Герти
Демократия больна, но ее болезнь не хроническая, скорее, это «падение иммунитета». Политические режимы нельзя просто «развивать»: тогда они могут оказаться еще более подвержены вирусам и болезням. Необходима реконструкция демократии: демократическое управление должно превратиться из использования демократии в заботу о ней. Расширение участия граждан — это расширение участия в институтах, которые помогают находить компромиссы, не подрывающие существо демократии. Ранее сложившиеся компромиссы искажают саму природу демократии, блокируя бескомпромиссные решения. Поэтому необходима новая культура компромисса: если институты или группы интересов не могут прийти к согласию, каждая из групп должна сформулировать свои интересы и обозначить собственную зону ответственности в целях расширения демократии, а не сворачивания таковой.
Участники дискуссии:
— Хельмут Анхеер, сотрудник Школы Герти;
— Катарина Барли, член Бундестага Германии, генеральный секретарь партии СПД;
— Ян-Вернер Мюллер, профессор Принстонского университета;
— Клаус Оффе, сотрудник Школы Герти.
Ведет дискуссию Хенрик Эндерлейн, сотрудник Школы Герти и Института Жака Делора в Берлине.
Ежегодная лекция о Европе «Популизм: что дальше?»
Популизм угрожает миру ровно настолько, насколько его считают соответствующим воле и чаяниям «народа». Критики популизма неправы, считая, что популизм полностью отрицает демократию — на самом деле, он деформирует ее, провозглашая целями демократии ее средства — например, т.н. «широкое участие» в политике и «быстрое и эффективное решение» насущных вопросов. Популизм обладает немалым ресурсом мобилизации, но его невозможно сводить к накопившемуся в широких слоях населения недовольству неолиберализмом: на самом деле, популизм — результат как раз полной удовлетворенности либеральной политикой, трактуемой как политика «чистых возможностей». Среди подобных возможностей, разумеется, политики-популисты всегда найдут для себя и возможности антилиберальные. Поэтому популизм может быть оспорен только новым политическим целеполаганием самой демократии. Демократия — не только защита свободы выбора, а драматическое отстаивание как политического участия, так и политической неприкосновенности каждого индивида Европы.
Организаторы лекции: Центр европейских исследований Принстонского университета; Центр российских, восточноевропейских и евразийских исследований Принстонского университета; Вайзеровский центр изучения стран с формирующейся демократией.
«Конфликтующие популизмы»: дискуссия в Вене
Интервью с Яном-Вернером Мюллером, проведенное студентами Венского университета на семинаре «Новые популизмы» в рамках конференции «Конфликтующие популизмы: левое и правое крыло популизма в Европе», организованной отделением политической теории Венского университета в сотрудничестве с Форумом Бруно Крайского для международного диалога.
Популизм привлекателен для стран, которые решили заменить экономический и социальный суверенитет политическим суверенитетом, понятым как политизация мнений большинства. Будучи встроенными в мировую экономику, эти страны хотят «сбросить демократические акции», как раз когда их стоимость растет или сильно колеблется, думая заработать на этом политический капитал в своих регионах. Но такой одновременный «сброс акций» приводит к конфликтам нескольких популизмов: соседние популистские страны никогда друг с другом не договорятся — это не входит в правила инициирующей игры на всякий раз свой, «авторский» конфликт отдельной страны. Популизм — это всегда оформление конфликта. Оспорить популизм можно, только указав на то, как один за другим будут обесцениваться все выигрыши популизма и как каждый новый конфликт будет приводить ко все большему ограничению не только либеральных гражданских свобод, но и экономической маневренности стран даже и нелиберальной демократии: рано или поздно они просто не смогут принимать тактических решений — только инертные бюрократические. Правые и левые популисты уже сейчас могли бы пойти на диалог, тогда они, наконец, докажут, что популизм — не просто стратегия выигрыша во что бы то ни стало, а часть идентичности, необходимой для продуктивного диалога европейских политиков будущего.
Комментарии