Дмитрий Громов
Одесса: места исполнения желаний
Дюк в бескозырке и магическое «прикосновение»: в поисках гарантий чуда
© Фото: Asier Ríos Molina
В последние десятилетия в странах постсоветского пространства наблюдается рост интереса к коллективным и индивидуальным ритуализованным действиям, в том числе выполняемым в публичном пространстве — на улицах и площадях городов [1]. В городском пространстве возникают локусы, связанные с исполнением таких действий: места, обслуживающие смену социального статуса; места исполнения желаний; мемориалы в память погибших. Возникновение таких локусов обрядности изначально имело спонтанный характер, однако довольно скоро появились объекты, специально созданные городскими властями, всевозможными учреждениями и коммерческими структурами.
В данной статье мы на примере Одессы рассмотрим один из типов уличных объектов, связанных со спонтанной обрядностью, — места исполнения желаний. Такие объекты крайне разнообразны. В проанализированных нами материалах из России, Украины и Белоруссии (помимо одесских; n = 160) памятники и городские скульптуры составляют — 67% объектов; захоронения — 11%; здания и сооружения — 16%; природные объекты — 5%.
В Одессе плотность объектов, приносящих удачу, небывало велика; с помощью интервью и анализа текстов, представленных в Интернете, мы создали список из почти 30 объектов; примерно столько же объектов можно указать в Москве и Санкт-Петербурге, хотя по численности населения эти города примерно в двенадцать и в пять раз больше Одессы. Такая высокая плотность, несомненно, в очередной раз характеризует Одессу как творческий и жизнерадостный город. Однако, прежде чем приступить к анализу имеющегося у нас материала, хотим сделать несколько оговорок.
1. Большое количество поступающей к нам информации недостоверно. Это касается сообщений журналистов в «бумажных» и интернет-изданиях, сообщений «журналистов-любителей», пишущих в Интернете (блогах, социальных сетях). Причины недостоверности разнообразны: желание дать интересный, но недостоверный материал; некритичность к информации; наконец, просто склонность к выдумке. Отдельный случай — фабрикация недостоверной информации профессиональными организаторами свадебных торжеств; они заинтересованы в наполнении городского пространства подобными объектами, и поэтому на сайтах таких агентств появляются очень подозрительные тексты: «Лавка под ивой в парке Ильича. Давным-давно одна невеста, ожидая своего жениха, посадила иву. Под ней она сидела, плакала и молила показать путь ее суженому. Спустя время он приехал домой, и именно под этой плакучей ивой они и встретились. С тех пор все влюбленные назначают тут свидания» [2].
2. Как будет сказано далее, многие объекты в современных городах изначально делаются как интерактивные, предполагающие исполнение определенных действий, часто ритуализованных. Но не всегда такие действия производятся, а если производятся — то не всегда имеют ритуализованное наполнение, не связаны с исполнением желаний. Например, в парке Т.Г. Шевченко была установлена огромная скульптура змеи, охраняющей бочку с золотыми монетами [3]. Данная змея (символ 2013-го года по китайскому календарю) создана как интерактивная скульптура, символизирующая богатство; но использует ли ее кто-то для исполнения желаний — мы не знаем.
3. Ритуализованные действия, связанные с объектом, могут производиться в течение недолгого времени или ограниченной группой лиц. В таких ситуациях достоверная информация от одних людей может опровергаться не менее компетентными мнениями других: «Никогда такого не было!» Например, Борис Бурда рассказывал о ритуализованном действии относительно фонтанчика возле памятника А.С. Пушкину (Приморский бульвар): «Когда я привожу сюда гостей, предлагаю выпить воды из фонтанчика у подножья памятника. И вот почему… Есть поверье: если хочешь еще раз куда-нибудь вернуться, надо бросить монетку в местный водоем. Но поскольку мы, одесситы, народ не жадный, то, чтобы вернуться в наш город еще раз, достаточно просто испить водицы из этого фонтанчика» [4]. Действие это редкое, но Бурда не сам его придумал, а узнал о нем в 1960-х годах.
Чтобы уверенно относить тот или иной объект к числу «почитаемых» (связанных со спонтанной обрядностью), нужно исходить из комплекса признаков: наблюдения самих ритуализованных действий или их следов (потертостей, лежащих денег), сообщений в СМИ, блогосфере, социальных сетях, публицистике, мемуарной литературе. К сожалению, не по всем одесским объектам из имеющегося списка мы производили подробную проверку; данная статья написана «удаленно», большей частью на основе сообщений из разных источников, а не личных полевых наблюдений. Благодарим наших информантов, способствовавших повышению достоверности информации: А.В. Ахметову, Б.О. Бурду, Г.Н. Стоянову, С.В. Иванову, Е.И. Чебан.
Места исполнения желаний
По характеру действий, производимых на месте исполнения желаний, мы бы выделили два основных типа объектов: связанные с обрядами перехода и имеющие ситуативный характер. Это разделение условно, поскольку в отношении многих объектов производятся действия, относящиеся к обеим категориям.
1. Под обрядами перехода понимаются обрядовые действия, сопровождающие смену человеком (или несколькими людьми) социального статуса; это может быть связано с взрослением, вхождением в социальные группы, получением образования, вступлением в брак, профессиональным ростом и т.д. [5]. Спонтанная обрядность в городском ландшафте производится относительно двух видов смены статуса — вступления в брак и окончания учебного заведения.
Со вступлением в брак связаны свадебные достопримечательности — объекты городского ландшафта, которые молодожены и их гости посещают после оформления брака в загсе. Прежде чем отправиться за свадебный стол, свадебная процессия совершает прогулку, делая остановки на одном или нескольких таких местах. Как правило, в таких поездках участвуют друзья молодых и родственники-ровесники — гости более старшего возраста ждут их уже за столом. Мотивация выбора тех или иных объектов городского ландшафта в качестве свадебных достопримечательностей просматривается в их символике; она сводится к подтверждению территориальной и социокультурной идентичности, программированию плодородия и беспроблемной жизни в браке, «почитанию предков» [6].
Наиболее популярный комплекс свадебных достопримечательностей сформирован в местности вокруг Оперного театра. Рядом находится Дворец бракосочетания, и молодоженам можно совершить прогулку сразу после посещения загса. В нише Дворца бракосочетаний установлен Камень любви. Рядом с Оперным театром растет старое дерево, ветви которого образуют «рамку»: «Возле Оперного театра есть “свадебное дерево”, которое растет “рамкой”. Возле него фотографируются молодожены очень давно. Мои родители там тоже фотографировались. А означает оно плодородие в семье» [Инф. 3]. Популярностью пользуются находящиеся здесь же фонтан, скульптура целующихся Амура и Психеи (дворик Пале-Рояль), скульптуры во дворе Литературного музея, Археологический музей, Думская площадь с памятником Пушкину.
Другое скопление свадебных достопримечательностей находится неподалеку, севернее по берегу, — вокруг пешеходного моста, перекинутого над Военным спуском и соединяющего Приморский бульвар и бульвар Жванецкого (в народе этот мост называется Тёщиным). Место находится на высоком берегу, с которого открывается вид на море и порт. Здесь, кроме Тёщиного моста, находятся конструкция «Влюбленное сердце», Мостик поцелуев, старинный колодец. Неподалеку и другие зоны, традиционные для прогулок молодоженов; например, не доходя Тёщиного моста — Воронцовская колоннада со скульптурами львов. Пространство вокруг Тёщиного моста используется как свадебная достопримечательность уже несколько десятилетий. В последние годы именно здесь закрепился захвативший всю Европу и немалую часть мира обряд навешивания «замочков любви». «На Тёщином мосте вешают замки с надписями, для укрепления семьи. Ключ нужно выбросить в воду или просто куда подальше» [Инф. 3] (илл. 1а). Рядом с Тёщиным мостом находится ажурный Мост поцелуев; «говорят, с него открывается вид на будущее. Если пара будет долго вместе стоять на мосту, то облака образуют фигуру, которая предскажет их судьбу» [7]. Опасность перегрузки мостовых конструкций тяжелыми замками привела к тому, что здесь же была создана конструкция «Влюбленное сердце» [8], на которой «одесские пары вешают свои замочки, заключая верность и крепость любви» [Инф. 7] (илл. 1б). Обряд навешивания «замочков любви» распространен, как мы уже сказали, очень широко, но только в сообщениях об Одессе мы нашли оригинальный способ девичьего гадания на жениха: «Нужно найти замочек со своим именем и посмотреть, какое мужское имя там написано. Такое же имя будет у твоего суженого» [9]. Кроме того, неподалеку от Тёщиного моста есть старый одесский дворик; «когда в Одессе катастрофически не хватало пресной питьевой воды, ее приходилось искать и добывать. Сначала люди копали колодцы в поисках вод, скопившихся в известняках. Вот в этом дворике и есть один из таких колодцев 1858 года. Нужно бросать монетки. Одна монетка — одно желание» [10].
Илл. 1. Замочки Любви в Одессе: а — на Тёщином мосту; фото М.В. Ахметовой; б — конструкция «Влюбленное сердце», призванная разгрузить мост; фото Д.В. Громова.
Два центральных места скопления свадебных достопримечательностей находятся неподалеку друг от друга, так что многие новобрачные посещают их сразу, объединяя в одну прогулку: «После росписи молодожены должны провести фотосессию в центре города, особым местом является Оперный театр и находящийся вблизи фонтан, дальше Приморский бульвар. Но самый главный для молодых — это “Тёщин мост”, где с удовольствием молодая семья вешает замочек, не так давно рядом с мостом установили сердце, железный каркас сердца, которое символизирует любовь, большинство пар вешают замки на сердце» [Инф. 1]. На этом же маршруте находится памятник Ришелье, от которого по знаменитой лестнице можно спуститься в порт.
Кроме насыщенной центральной зоны, информанты в качестве популярных мест свадебных прогулок указывают Городской сад (также находящийся неподалеку от Дворца бракосочетаний), Парк Победы, сквер с фонтаном на поселке Котовского, пляжи, поля виноградников.
Многие объекты, посещаемые молодоженами, также служат «местами исполнения желаний» и помимо свадеб. Одна из одесситок, ознакомившись с составленным нами списком мест исполнения желаний в Одессе, отметила: «наше коллективное мнение — на 90% это места посещения свадьбами, насколько какому фотографу позволяет фантазия» [Инф. 2].
Обращаясь к одесскому материалу, мы ожидали увидеть, что все свадебные достопримечательности ориентированы на море; море находится рядом и фактически является частью ансамбля свадебной достопримечательности. Именно такую закономерность мы наблюдали, например, анализируя ландшафт городов, располагающихся на берегах Волги. Подавляющее большинство мест, посещаемых здесь молодоженами, ориентировано на Волгу: с этих мест открывается красивый и далекий вид, создающий романтическую атмосферу и нагружаемый различными символическими смыслами; символически осмыслялась и сама река. В случае с Одессой это предположение оправдалось в достаточно высокой степени. Притом что некоторые места, посещаемые молодоженами, находятся на расстоянии от моря (как, например, фонтан «Похищение Европы», Парк Победы, Городской сад), наиболее известные свадебные достопримечательности располагаются именно с видом на море.
2. Досуговые места исполнения желаний.
Загадывание желаний здесь производится без привязки к каким-либо потребностям в обрядах перехода. По нашим наблюдениям, посещение таких объектов происходит, как правило, в ходе прогулок; либо в одиночку, либо в компании. В большинстве случаев гуляющие приходят вдвоем, причем один человек явно более компетентен (он и оказывается информантом), второй — новичок, он при разговоре отмалчивается. Такие посетители не отказываются от прогулок, если окрестности места, связанного с обрядностью, к этому располагают [11]. Все это наводит на мысль, что посещение мест, связанных с исполнением желаний, обусловлено не столько потребностями людей (есть проблема — пошли просить), сколько их досуговым поведением (пошли гулять — заодно и посетили обрядовое место). Высокий уровень суеверности в обществе [12] влияет на такое поведение, но не является главным фактором. Рассматриваемые нами объекты (по крайней мере, большинство из них) не стоит рассматривать как звенья «кризисной сети» [13]; люди не приходят сюда решить проблемы, они совершают прогулки, и посещение мест исполнения желаний — один из «аттракционов» этой прогулки (даже если проблемы, о которых вспоминают здесь люди, реальные).
Говоря о досуговом характере посещения, мы бы выключили из ряда два типа объектов, имеющих определенную специфику. Во-первых, это объекты, связанные со студенческими экзаменами и обрядами перехода (о них — см. далее); мы предполагаем, они в большей степени имеют «кризисный» характер (связаны с потребностью в успешной сдаче экзаменов), хотя игровая составляющая и здесь, несомненно, очень велика. Во-вторых, христианские почитаемые объекты (например, захоронения святых; в Одессе — мощи святого Кукши [14]); их почитание встроено в традиции христианской обрядности, а посещение часто имеет характер паломничества.
О досуговом характере спонтанной обрядности свидетельствует и то, что объекты, связанные с исполнением желаний, концентрируются в некоторых парках: Городском саду, Парке Т.Г. Шевченко. Парки — места для проведения досуга, прогулок, отдыха. На территории санатория «Зеленая горка» (411-я батарея) наша информантка указала два не совсем понятных нам объекта: «В этом санатории растет дерево желаний. На дереве со всех сторон вырезаны гримасы (их еще мой дедушка вырезал), если правильно угадать гримасу, всунуть в рот руку и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Но загадывать можно только раз. Есть в санатории и “скамейка желаний”, но где она точно находится, не знаю. Но все пары, которые на нее садятся и загадывают желание, в итоге женятся» [Инф. 3].
Конкретные объекты, связанные с досуговым времяпровождением, мы рассмотрим далее, а здесь пока отметим, что помимо одесситов, направившихся на прогулку, в число посетителей мест исполнения желаний попадают и приезжие туристы. Большинство рассматриваемых нами объектов располагается в центре города, на оживленных туристических маршрутах. Поэтому, к примеру, прикосновение к барельефам памятника де Ришелье оказывается одним из аттракционов при знакомстве с городом; «памятник доброжелательно протягивает приезжающим руку и приглашает осмотреть его достопримечательности. Здесь загадывают желания и назначают свидания» [15].
На пересечении двух групп (мест, связанных с обрядами перехода и с исполнением желаний) находится особая подгруппа — студенческие места исполнения желаний: с одной стороны, они могут обеспечивать социальный переход — окончание школы, поступление в вуз и его окончание; с другой — это «обычные» места исполнения желаний, но специализирующиеся на просьбах студентов, сдающих экзамены. Объекты такого типа распространены очень широко и в России, и в Украине, и в других странах [16].
Достаточно давно в качестве места, дающего удачу перед экзаменом, воспринимается памятник Ришелье. Согласно воспоминаниям Б.О. Бурды, обращение к основателю Одессы носило характер веселой тусовки, предполагающей, в том числе, своеобразное гадание: «В ночь перед выпускным сочинением все бывшие ученики школ идут к Дюку. Возле памятника собирается огромная толпа: есть поверье, что в свитке находятся темы экзаменационных сочинений. При мне назвали те темы, которые и вправду были на самом деле. Одновременно назвали и 50 других — поэтому пользы здесь никакой. Единственная — психологическая релаксация. Был еще глупый жеребячий обычай — подсаживать какую-нибудь девушку прямо на шею Дюку и провозглашать ее королевой Дюка. Дюку при этом надевали на голову бескозырку, на шею гюйс — матросский воротник» [17]. «Памятник Дюку — место исполнения желаний. Дотронуться до его ладони — помогает в деньгах и карьерных делах, три раза вокруг него обойти — удача. Еще студенты к нему ходят, якобы помогает для сдачи экзаменов, сессий и пр. Сама не пробовала (к сожалению), а отзывы знакомых самые восторженные!» [18] «Есть легенды, что после окончания школы, ученики, перед выпускными экзаменами шли к Дюку и ходили около него, чтоб успешно сдать экзамены» [19].
Помощь перед экзаменом может ожидаться от скульптуры «Грядущему гению», расположенной во дворе Литературного музея. Скульптура представляет собой яйцо, охраняемое тремя птицами-сиринами с головами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и И.Э. Бабеля; яйцо натерто до блеска, «якобы если его потереть, то все экзамены будут сданы легко» [20].
Еще один объект — Памятник книгам на Старопортофранковской улице — «медную подборку учебников необходимо потереть для удачной сдачи сессии» [21]. Среди «студенческих» объектов, связанных с исполнением желаний, нет ни одного памятника «отцам-основателям» — крупным ученым, создателям вузов; в других городах подобные памятники встречаются часто, они располагаются рядом с вузами, осмысляются в качестве «покровителей» и активно используются в спонтанной студенческой обрядности [22].
Действия на местах исполнения желаний
Основным действием, связанным с местами исполнения желаний, является собственно формулировка этих желаний. Большей частью это происходит мысленно, но часто сопровождается некоторыми действиями.
Прикосновение — простейшее действие, позволяющее вступить в контакт с объектом, исполняющим желание. Во многих случаях именно прикосновение является той деталью, которая отличает простого зеваку от совершающего ритуал.
Если речь идет о скульптуре, то ритуальным «каноном» часто предписывается прикосновение к некой конкретной ее части. Эта потертость заметна; она, как правило, отличается от «обычных» потертостей, которые возникают при прикосновении любопытствующего (например, к выступающей части), прикосновении фотографирующего, садящегося или делающего какое-либо другое действие. Например, памятник Леониду Утесову в Одессе сделан так, чтобы с ним было удобно фотографироваться, он и потерт любителями «фоткаться» в местах случайного прикосновения, однако натерт и нос певца, а для этого нужно сделать определенное усилие, выходящее за рамки обычного позирования. Нос здесь и является той частью, прикосновение к которой дает удачу: «Ходит легенда, что если прикоснуться к носу памятника Леониду Утесову, то ваше самое сокровенное желание обязательно сбудется» [23]. Среди одесских памятников и скульптур особенно потерты авторучка в руках И. Бабеля (угол улиц Ришельевской и Жуковского), причинное место быка скульптуры «Похищение Европы» (девятая станция Большого Фонтана), ухо памятника герою одесских анекдотов Рабиновичу (Ланжероновская, 2, двор Литературного музея), яйцо скульптуры «Грядущему гению» (там же). Натерт памятник Двенадцатому стулу (ул. Дерибасовская), но натерт не руками — на нем сидят (на видеозаписи, имеющейся в нашем распоряжении, видна очередь из более чем двадцати желающих присесть на стул).
Подробнее остановимся на действиях, выполняемых с барельефами памятника Э.О. де Ришелье (илл. 2). На постаменте знаменитого памятника изображены Церера, Меркурий и Фемида, символизирующие земледелие, торговлю и правосудие. Все фигуры потерты, но наибольшие потертости наблюдаются: у Меркурия — мешочек в левой руке, мешок с деньгами у ног, левое колено, ступни ног; у Цереры — правая рука со свитком, правое колено, грудь, ступни ног; у Юноны — грудь, левое колено, кисть левой руки, правая чашечка весов. Некоторые из этих предметов потерты случайно — потому что к ним проще всего прикасаться (например, ступни ног, колени), но есть и объекты значимые, к которым прикасаются явно целенаправленно; так, в одной из статей написано: «Поговаривают, что тот, кто приложится к мешочку бога торговли Меркурия, будет богат; кто прикоснется к груди богини правосудия Фемиды — здоров, а взявший за руку богиню земледелия Цереру — счастлив. Поэтому эти части всегда были до блеска отполированы руками» [24]. Мы предполагаем, что определенное «особое» значение может придаваться чашечке весов Фемиды и мешку у ног Меркурия.
В разных городах особенно часто натиранию подвергаются животные. Это особенно заметно по тем скульптурам, которые содержат фигуры и людей, и животных — последних трогают чаще, что видно по их блеску. Одесса каким-то образом избежала этого: на здешних улицах нам не удалось найти ни одного изображения животных (кроме быка в «Похищении Европы», действительно «натертого»).
Илл. 2. Барельефы на памятнике Дюку де Ришелье: а — Фемида; б — Церера; в — Меркурий (фото Д.В. Громова); г — прикосновение совмещается с фотографированием; д — одновременное прикосновение сразу к двум частям барельефа; фото М.В. Ахметовой
Манипуляции с деньгами в простейшей форме предполагают приношение монет «почитаемому» объекту [25].
Бросание монеты в водоем — обычай, широко распространенный в Советском Союзе как минимум с 1950-х годов. Однако обычно такое действие осуществляется туристами или отъезжающими, магический посыл сводится к пожеланию вернуться. В Одессе нам известно два фонтана, в который предписывается кидать деньги с целью загадывания желаний. Во-первых, это фонтан в Городском саду, известный последнее время как Фонтан духов, или Музыкальный фонтан; «Обязательно сделайте фото у бронзового “Дерева любви” и, загадав желание, бросьте монетку в музыкальный фонтан» [26]. Во-вторых, фонтан в торговом центре «Новый Привоз»; одна из наших информанток отметила: «Я сама не раз бросала там монетки на удачу» [Инф. 5]. Кроме того, монеты кидают в упоминавшийся выше старинный колодец у Тёщиного моста; «одна монетка — одно желание» [27].
Известны нам и две скульптуры, специально созданные так, чтобы посетитель мог бы оставлять на них деньги. Памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу во дворе Литературного музея (Ланжероновская, 2) включает в себя столик или прилавок, находящийся перед маленьким Рабиновичем, глядящим в небо; на этом прилавке оставляют деньги. «Существует поверье: если потереть Рабиновичу бронзовое ушко, то любая предстоящая коммерческая сделка будет удачной» [28]. «Поделишься со старым евреем монеткой — вернешься в город вновь» [29]. Вторая скульптура — Киса Воробьянинов в Городском саду; он просит милостыню, протянув шляпу, и проходящие кладут туда деньги [30]. Однако, в отличие от памятника Рабиновичу, данная скульптура не воспринимается как исполняющая желания; по крайней мере, свидетельств об этом мы не нашли.
Археологические раскопки на Приморском бульваре были сохранены для осмотра гуляющими. «Памятник выглядит как яма, накрытая стеклянным колпаком, в глубине которой находятся различные остатки со времен античности. С момента открытия туристы стали бросать в яму монетки “на счастье”» [Инф. 4]. «На Приморском бульваре “в раскопках” кидают монетки на счастье» [Инф. 5]. В начале сентября 2014 года одесские СМИ обошла фотография купюры достоинством 500 евро, брошенной в раскоп неизвестным «меценатом» [31].
Одно время существовал обычай использовать монету для натирания барельефов на памятнике Дюку де Ришелье; эти действия наносили памятнику ущерб, появлялась информация, что доступ к барельефам запрещен [32].
Часто действия, связываемые с исполнением желаний, имеют игровой характер: нужно удачно совершить некое игровое действие, и в случае его удачного совершения загадать желание. Часто такие действия делаются с монетами: ими нужно попасть в цель, найти их на объекте и др. [33]. В Одессе мы не нашли таких действий за исключением разве что загадывания желания у львов, стоящих рядом с Воронцовским дворцом: «У одного из львов необходимо найти ушко и прошептать на него свое желание. Оно обязательно сбудется, во всяком случае у меня сбылось. И еще, найти ушко нужно обязательно самому, без подсказок» [Инф. 3]. Игровой момент здесь в том, что одно «волшебное» ухо из двух ушей льва нужно найти самостоятельно.
В Одессе нами не обнаружено ни одного случая обращения к местам исполнения желаний и представленным ими медиаторам при помощи записок и граффити. Для сравнения, в России такая форма ритуализованных действий распространена широко [34]; встречается она и в других странах [35].
Магия подобия как критерий выбора
Как правило, очевидна мотивация, согласно которой объекты идентифицируются как исполняющие желания. Обычно данные объекты обладают качествами, которые желательны просящими и будут для них благоприятны. Например, если объекту свойственна символика богатства, то обращающемуся к нему также будет богатство; символика удачи будет способствовать удаче; плодородия — плодородию; природной силы — здоровью и т.д. В общем-то, очевидно, что это правило основано на следовании магии подобия — качестве, свойственном человеку испокон веков и актуальном до сих пор.
Рассмотрев символику 160 объектов, «исполняющих желания» в России, Украине и Белоруссии, мы выявили следующую иерархию символических мотивов. Символика природности может быть обнаружена у 34% объектов; любви — 16%; здоровья, силы и плодородия — 9%; удачи — 11%, богатства — 9%; расположения в центре или начале — 11%; шарообразными являются 6% объектов (шарообразность рассматривается нами как комплексный символ). По символике медиатора, предоставляющего исполнение желаний, мифологическими персонажами являются 14% из них; покровителями территории или группы — 9%; олицетворением успеха — 11%; святыми — 9%. Ни в одну из этих групп не входит всего 14% объектов [36].
У многих из рассмотренных нами одесских объектов символика ярко выражена.
Богатство, здоровье и удачу символизируют: Меркурий, Церера и Фемида на постаменте памятника Дюку де Ришелье; с богатством и удачей также связан Памятник Двенадцатому стулу. Любовь — Камень любви у Дворца бракосочетаний, Дерево Любви в Городском саду, скульптура Амура и Психеи и др. Деторождение — скульптуры «Золотой ребенок», «Грядущему гению» и др. Ум — Скульптура книг на Старопортофранковской улице. Терпение и крепость — Камень Сабур. Помощь в коммерции, как уже говорилось, приписывается Памятнику Рабиновичу у Литературного музея. Как олицетворение успеха в жизни и творчестве могут рассматриваться памятники преуспевших в жизни земляков — Л.О. Утесова, И.Э. Бабеля. В народной культуре велика символическая нагрузка у замков (символ окончательности решения) и мостов (символ перехода, смены статуса).
Обоснование «магической действенности» часто осмысливается людьми вполне сознательно, что видно по их описаниям объектов: «“Свадебное дерево”, которое растет “рамкой”. (…) означает оно плодородие в семье» [Инф. 3]; «В Одессе потирают мешок с деньгами на постаменте Дюка — это к достатку» [37]; «Если влюбленная пара, взявшись за руки, прикоснется к стволу дерева, то их любовь будет крепкой, как бронза» [38] и т.д.
В отношении целующихся Амура и Психеи (дворик Пале-Рояль за Оперным театром) действует «мифологическое» обоснование — отношения античных богов переносятся на взаимоотношения современных невест с будущими свекровями: «Согласно легенде, они полюбили друг друга вопреки воле матери Амура — богини Афродиты, которая отправила сына расправиться с Психеей, прознав о неземной красоте девушки. Однако Амур и Психея полюбили друг друга. Так что, если родители вашей пассии — против отношений, ступайте в Пале-Рояль. Держась за руки, признайтесь друг другу в любви у изваяния, это избавит от “лишней опеки”» [39].
Обоснование в отношении скульптуры «Похищение Европы» (девятая станция Большого Фонтана): «Сегодня скульптура стала знаковой, символом крепкого брака и прочной семьи. Поэтому молодожены обязательно приезжают сюда, чтобы потереть гениталии быка, которые уже начищены до блеска, и прикоснуться к Европе, открывая путь своей семье в процветание» [40]. Однако заметим, что, судя по потертостям памятника, прикасаются только к гениталиям быка, фигуру Европы не трогают, видимо, ее труднее достать.
Как пример символики богатства и удачи можно рассмотреть памятник Двенадцатому стулу на Дерибасовской. Это отсылающий к знаменитому роману одесситов И. Ильфа и Е. Петрова стул, в котором хранятся сокровища; соответственно, присевший на него поспособствует улучшению собственного благосостояния. Примечательно, что отсылка к общеизвестным произведениям Ильфа и Петрова использовалась в разных городах постсоветского пространства; нам известно более 20 объектов, изображающих героев романов, и многие из них несут символику богатства и удачи. В Санкт-Петербурге Остап Бендер изображен с тем же «двенадцатым стулом», что и в Одессе; на него садятся для привлечения удачи и богатства [41]. В Бердянске его нога стоит на саквояже с миллионом Корейко; изображен момент, когда Остап готов отдать Шуре Балаганову его долю, и присевший рядом человек может ощутить себя на пороге богатства, как и Балаганов. Стул, на который можно присесть, является частью скульптур в Пятигорске, Чебоксарах, Харькове. В Харькове Остап сидит у кафе «Рио» (в Рио-де-Жанейро он стремился попасть); в Элисте — на подъезде к городку для шахматных соревнований (такой он обещал построить любителям из Васюков). В Бобруйске довольный Шура Балаганов держит в руке блюдечко («с голубой каемочкой») с золотым теленком; он попал в город, желанный для «детей лейтенанта Шмидта», о чем напоминает надпись-цитата: «…Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом». Изображения Кисы Воробьянинова — почти всегда с протянутой шляпой, любой может дать ему милостыню, что тоже своего рода символ обогащения. Наконец, в Виннице установлен «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Мы привели столь длинный (хоть и неполный) список, чтобы показать, сколь многочисленны способы, которыми можно закодировать символику богатства, удачи, достижения мечты; в подавляющем большинстве памятников персонажам Ильфа и Петрова эта символика в той или иной форме присутствует. Подчеркнем, что далеко не все перечисленные объекты пользуются славой «исполняющих желания». Но эта символика сознательно придается скульптурам их создателями, таков тренд развития уличной скульптуры. Некоторые объекты реализуют заложенный в них символический потенциал и «обрастают» спонтанной обрядностью; некоторые (и таких большинство) — нет, они остаются просто уличной скульптурой, лишенной мистической нагрузки.
Городские объекты, «исполняющие желания», часто строятся по принципу «магии подобия», и в этой связи интересно рассмотреть случаи, когда такими объектами становятся камни-валуны. Камнепочитание — древняя форма сакрального действия; издревле камень воспринимался как объект, сосредоточивающий в себе сакральность, — этому способствовали, помимо прочего, его физические качества — твердость, долговечность, «природность». В последние годы камни-валуны стали часто появляться на городских улицах как объекты, исполняющие желания [42]. Чаще всего эти камни связываются со здоровьем и свадебной обрядностью. В Одессе нам известно три таких камня.
1. Камень любви в нише у Дворца бракосочетаний (илл. 3). Установлен 30 сентября 2005 года по инициативе художника Алекса Штрая, проживающего в Израиле, но рожденного в Одессе. О происхождении камня говорит надпись на постаменте: «Этот свадебный камень привезен из Канны Галилейской, с того самого места, где Иисус благословил молодоженов, а также совершил свое первое чудо, превратив воду в вино» [43]. Композицию с одесским Камнем любви составляет изображение виноградной лозы — древнего библейского символа семейного счастья. Это был первый из двадцати пяти камней, которые предполагалось установить в городах Украины.
2. Камень Сабур установлен на ул. Крымской; надпись на нем гласит: «Я найду тебя Камень Сабур Принимающий горе в себя». «Принято к нему подходить и прикасаться, верят, что он забирает все плохое у человека, вбирает в себя, все горе забирает себе и якобы человек освобождается от всего плохого, наговоренного на него, от плохого настроения и т.д. Также он исполняет желания, надо молча подойти к нему, прикоснуться рукой и постоять минутку, при этом очень сильно чего-то пожелать. Верят, что сбывается :)» [Инф. 6]. На одном из сайтов в мае 2012 года высказывались следующие мнения о камне: «…все говорят, что возле него страшно стоять»; «Этот камень впитывает ваше горе, стоит просто обнять его)))»; «Видимо, нужно просто подойти и обнять… медитируя у камня, вы познаете Дзен)))» [44]. Нам не удалось выяснить, кто установил данный камень и с какой мотивацией. Видимо, в основе лежит роман Атика Рахими «Сингэ сабур» («Камень терпения») (2008) и восточные мифологические мотивы, использованные в нем.
3. В Интернете есть пока не подтвержденное информантами сообщение о ритуалах, связанных с Желтым камнем — небольшой скалой на пляже «Отрада»: «Если со своим избранником, не размыкая рук, поднимешься на самый пик камня, то никакие препятствия вашим отношениям не помеха и не разрушат ваш союз!» [45]
Поддержка стихийного творчества
Как мы сказали в самом начале статьи, предметом нашего рассмотрения является стихийная обрядность, инициированная «снизу», обычными людьми. Однако при этом наблюдается и встречное движение «сверху» — муниципальные власти в разных городах часто поддерживают начинания населения. В результате большая часть городских объектов, связанных со спонтанной обрядностью, оказывается созданной государственными или коммерческими структурами.
Свадебные достопримечательности часто дополняются специально создаваемыми объектами. Так, мы уже говорили об установке художником А. Штраем у Дворца бракосочетания Камня любви, привезенного из Канны Галилейской. На настоящий момент Камни установлены также в украинских городах Харькове, Ивано-Франковске, Белой Церкви, Вознесенске, Каменец-Подольске, Сумах, Алчевске, Славутиче, Берегово, Ужгороде, Усть-Донецком, Бережанах, Львове, Бердичеве, Донецке, Миргороде, Гошеве, Артемовске, Киеве, Мукачево, Шабо. В 2014 году художником был подписан договор с известной российской фирмой, занимающейся ландшафтным дизайном, на установку Камней любви в России. Данный случай — пример того, как частная инициатива оказывается востребованной властями и разворачивается в совместный проект.
Илл. 4. Интерактивные скульптуры предполагают личное взаимодействие с ними; в частности, совместное фотографирование. Выделяются потертостью части, к которым прикасаются особо; во многих случаях, видимо, с целью загадывания желаний: а — памятник А.С. Пушкину, дополнительно натерт нос; б — памятник И.Э. Бабелю, обязательно прикосновение к авторучке. Фото М.В. Ахметовой
Стремление сделать объекты городского ландшафта интерактивными — веяние времени. Это заметно, например, по появлению в 2000-х годах на городских улицах большого количества небольших скульптур, удобных для того, чтобы производить с ними всевозможные манипуляции (илл. 4). Например, в Одессе это «Дерево любви» в Городском саду. Оно установлено по инициативе партии «Вече»; мотивация очевидна: парк является популярным местом прогулок молодоженов. Дерево установлено 14 февраля 2006 года, в День влюбленных. «На церемонии открытия скульптор и представители “Вече” заложили в основание памятника капсулу с письмом детям, родившимся в этот год. Трехметровая композиция, весящая тонну, выполнена в форме дерева, крона которого напоминает сердечко. На патинированной бронзовой кроне, как созревшие плоды, рельефно выступают 210 полированных до блеска бронзовых сердечек — по числу лет городу Одессе (…). Несколько сердечек упали на землю и лежат у основания ствола. Скульптор пояснил смысл композиции: дерево — это основа жизни; его корни — прошлое, крона — настоящее. На стволе дерева на 65 языках мира написано одно слово — “любовь”. По родившемуся поверью, если влюбленная пара, взявшись за руки, прикоснется к стволу дерева, то их любовь будет крепкой, как бронза» [46].
Можно выявить определенный набор приемов, которыми пользуются скульпторы. Объекты задумываются и изготовляются таким образом, чтобы человеку захотелось присесть, сфотографироваться, потрогать, погладить, выполнить то или иное игровое действие. Постамент специально делается низким, материал выбирается приятный на ощупь. Таков, например, новый памятник А.С. Пушкину: он специально сделан так, чтобы с ним удобно было фотографироваться (у нас нет информации о том, что он связан с исполнением желаний, но нос у него подозрительно потерт). В некоторых случаях вокруг интерактивных скульптур формируется стихийная обрядность, в некоторых — нет, они просто остаются местными достопримечательностями, не предполагающими ритуальных действий. Деталью, приглашающей к действию, является также потертость; многочисленные прикосновения делают металл блестящим, и это позволяет прохожим легко понять, к какой именно части скульптуры стоит прикасаться, и легко реконструировать обряд, даже не зная о нем заранее.
Помимо поддержки административных органов, можно выявить влияние на стихийную обрядность со стороны разного рода «профессионалов» — людей, которые заинтересованы в поддержании обряда, поскольку имеют от него определенную выгоду.
1. Организаторы праздничных мероприятий. Это относится в основном к организаторам свадеб, которые охотно включают в свою работу всевозможные обрядовые действия. Например, на одном из «свадебных» сайтов предложен набор мест для прогулок молодоженов в Одессе, и среди них места, где много рассматриваемых нами объектов: Городской сад на Дерибасовской, Потемкинская лестница, Сад скульптур возле Литературного музея. Например, о навешивании замков на Тёщином мосту говорится, что «это очень романтическая и нежная сцена, которая подарит шикарные фотографии. А красивые пейзажи, которые открываются с моста, будут навевать только приятные чувства паре молодоженов» [47]. Действия молодоженов, организованные ведущим и видеооператором (часто это одно и то же лицо), могут быть регламентированы вплоть до движения и выстроены таким образом, чтобы снять хороший праздничный видеосюжет.
2. Экскурсоводы, чтобы сделать экскурсионные маршруты интересными и структурировать их, часто уделяют внимание объектам стихийной обрядности. В принципе, на многолюдном туристическом маршруте такое место может сформироваться даже без участия местных жителей. Практически всегда «туристическими достопримечательностями» становятся объекты, исполняющие желания. «Думаю, легенды об исполнении желаний придуманы гидами, т.к. надо людей занимать беседами» [Инф. 2].
3. Журналисты. Как уже говорилось выше, резонаторами стихийной обрядности могут быть СМИ — информация, транслируемая через них, оказывается известной огромному количеству людей. Особенности обрядовых действий, указанные журналистами, закрепляются в практике — именно их воспроизводят люди, получившие информацию из СМИ. Достаточно большое значение имеет и любительская журналистика — записи в блогах Интернета.
В начале статьи мы уже говорили, что в Интернете встречается множество текстов, вызвавших у нас осторожное сомнение в их достоверности; подозреваем, что многие из них продуцированы кем-то из представителей перечисленных выше категорий заинтересованных людей. Об источнике «Инсурен» в парке Шевченко: «По легенде, девушка по имени Инсурен пришла за водой для любимого. А в это время парень был убит завистниками… Сердце девушки не выдержало и превратилось в камень, из которого полился неиссякаемый источник любви» [48]. О Тёщином мосте: «Некогда этот большой мост (влюбленных) объединил сердца одесской красавицы и греческого юноши» [49]. О Воронцовской колоннаде: «Колоннаду называют порталом одинокой девушки, которая ждала своего возлюбленного много лет. И каждый год ожидания появлялась новая колонна (…). Между второй и третьей колоннами — целовальное место (как в американских фильмах — под веточкой омелы). По традиции, парочка влюбленных, оказавшаяся в таком месте, просто обязана поцеловаться. Может, такую магию принесло пушечное ядро, угодившее аккурат между колоннами в годы крымской войны» [50].
4. Сборщики денег. В случае если посещение объекта предполагает приношение денег, сбором этих денег могут заниматься нищие и дети. Наиболее интересны случаи, когда такие люди влияют на формирование обрядовых действий. Так, обычай натирать монетой барельефы на памятнике Ришелье появился недавно, благодаря некому «предприимчивому» «гражданину одного из соседних государств»: «Он предлагал туристам взять монетки, потереть барельефы в определенных местах, а потом положить деньги в его ведро. Утверждал, это — “новая одесская традиция” и те, кто выполнил этот ритуал, якобы обязательно станут богатыми» [51].
Стихийная обрядность как новация
Необходимо обратить внимание на то, что описанные явления в целом — новые, они сформировались большей частью в последние десятилетия. Например, на фотографии памятника Дюку де Ришелье за апрель 2007 года мы еще не видим потертостей.
Свадебная обрядность начала интенсивно развиваться в Советском Союзе, начиная с 1960-х годов (в 1920–1950-е годы бракосочетание как ритуал было сведено к «записыванию» в загсе). С тех пор обрядность поступательно развивается, и посещение свадебных достопримечательностей в массовом порядке начало практиковаться с 1970-х годов. С тех пор обряд постоянно развивается и детализируется: так, обычай навешивать замочки появился в России в 2006 году, примерно в то же время и в Украине [52].
Возникновение стихийных обрядов на местах исполнения желаний, как правило, относится к последнему десятилетию. «Культы», появившиеся ранее, единичны.
В чем же причина столь мощного стихийного всплеска интереса к использованию объектов городского ландшафта для проведения обрядов? Мы затрудняемся дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, однако очевидно, что причиной этого стали некие значимые изменения в общественном сознании.
Прежде всего, отметим, что рассматриваемое нами явление представляет собой составную часть более широкого процесса — развития новых форм индивидуальной и групповой самопрезентации и обрядности. За последние два десятилетия в этой сфере произошли тектонические сдвиги.
Стала привычной практика отмечать праздники и особые события на улице: так, если в конце 1980-х годов Новый год на Красной площади в Москве отмечали всего несколько сотен человек (хотя никаких препятствий этому не было), то уже к началу 2000-х и она, и прилежащие территории заполнялись празднующими полностью. Возникло множество новых праздничных действий, предполагающих выход гуляющих на улицы; например, это «дни города» (традиция, сформировавшаяся в 1990-е годы), студенческие шествия, календарные праздники (в том числе нетрадиционные, напр., День Святого Патрика) и др. К этому ряду, как нам кажется, относятся массовые политические акции, организованные на добровольной основе (напр., акции зимы 2011–2012 годов). Развиваются обряды перехода, корпоративная обрядность и т.д.
Основной причиной развития данных явлений в сравнении с советскими временами является общий рост толерантности в обществе. Отход от единообразия тоталитарного советского общества дал возможность свободного самовыражения. Постепенно формировалась терпимость к различным стилям и формам самопрезентации; возникало понимание того, что возможен и допустим широкий диапазон деятельностных практик и стилей поведения. Это понимание, по нашему мнению, и привело к возникновению новых практик публичной самопрезентации — как индивидуальной, так и групповой.
Любая стихийная новация основывается на потребностях, существующих в обществе. Рассматриваемые нами обряды не исключение — они в той или иной степени встраиваются в базовые социальные и экзистенциальные практики: создание и поддержание семьи, обеспечение здоровья и успеха, самоидентификацию, неформальную межличностную коммуникацию, снятие страха смерти. Сказанного не отменяет и тот факт, что в большинстве случаев обрядность носит явно игровой характер и относится к сфере досугового времяпровождения. Конечно, свою роль в развитии определенных форм обрядности играет и достаточно высокий уровень суеверности в обществе.
Нельзя недоучитывать важность факторов, поддерживающих стихийную обрядность: 1) возникновение инфраструктур, обслуживающих данные действия (организаторов торжеств, экскурсий и др.); 2) трансляцию информации через СМИ и Интернет; 3) знакомство с аналогичными практиками за рубежом; 4) централизованные усилия по развитию туризма внутри страны и др.
Использованы высказывания информантов:
Инф. 1 — Вуйко, ок. 1994 г.р.
Инф. 2 — Иванова Светлана Владимировна, ок. 1960 г.р.
Инф. 3 — Самойлюк Татьяна, 1992 г.р.
Инф. 4 — Тришкина Мария, ок. 1994 г.р.
Инф. 5 — Худякова Александра, ок. 1994 г.р.
Инф. 6 — Чебан Елена Ивановна, 1985 г.р.
Инф. 7 — Шмигельская Яна, ок. 1994 г.р.
Примечания
1. Громов Д.В. Стихийная обрядность в городском ландшафте: объекты и практики // Традиционная культура. 2013. С. 71–82.
2. http://valentin.hochu.ua/cat-v-Ukraine-val/article-24464-samyie-romanticheskie-mesta-vodesse
3. http://old.nr2.ru/odessa/418886.html
4. Борис Бурда: на Дюка гляди с люка! // Репортажи. URL: http://reporting.com.ua/content/view/73/81/07.04.2007
5. Auslander M. Rites of passage // Encyclopedia of anthropology / Ed. by H.J. Birx. Thousand Oaks; L.; New Delhi, 2006. P. 2022–2025.
6. Громов Д.В. «Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. М.: Наука, 2009. С. 502–526.
7. http://www.segodnya.ua/regions/odessa/ljubovnye-lehendy-odeccy-u-kamnja-procjatzhenikha-a-u-amura-i-pcikhei-%E2%80%93-vechnykh-chuvctv.html
8. http://www.sarafan.od.ua/news/320-vnimanie-konkurs-top-10-romanticheskih-mestodessy.html
9. http://odessa.infomagic.ru/novosti-oblasti/odesskoe-serdtse-s-zamochkami-stalo-mestomgadanii-na-suzhenogo
10. http://www.shukach.com/ru/node/2522
11. Утверждаем это на основе бесед и наблюдений на ряде объектов Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, серия интервью (n = 50) была взята у Напрудной башни Новодевичьего монастыря в Москве; см.: Громов Д.В. Святая Софья Новодевичьего монастыря: кто она и откуда? // Фольклор XXI века: Герои нашего времени. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. С. 61–71.
12. У нас нет данных об уровне суеверности жителей современной Украины, но мы предполагаем, что он ненамного отличается от высокого уровня суеверности россиян, фиксируемого социологическими опросами. — Непосредственные вопросы. 2011. М.: Некоммерческая исследовательская служба «Среда», 2011. С. 170–175; Сайт Левада-центра. Опрос 21.09.2012. URL: http://www.levada.ru/21-09-2012/bolee-poloviny-rossiyan-veryat-v-religioznye-chudesa-tsarstvie-nebesnoe-sglaz-i-porchu
13. Используем выражение Т.Б. Щепанской, примененное для описания подобных объектов в народной культуре. См.: Щепанская Т.Б. Кризисная сеть: (Традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110–176.
14. «Есть такой в Одессе мужской монастырь. От Великого фонтана несколько остановок на трамвае. Так вот, если обойти храм, где лежат мощи св. Кукши, есть стена, где вкладки. Надо двумя руками упереться в эти вкладки и, прислонившись лбом к стене, загадать желание. У меня сбылось, только я потом об этом пожалела)))». URL: http://masterxoster.ru/mesto-gde-ispolnjautsja-zhelanija/ Комментарий к высказыванию: «Блин, я помню это место… Сама там загадывала желания… Хоть я в это и мало верю, но сбылось… Наверно мистика, но действует))))».
15. http://tonkosti.ru/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B
16. См., напр.: Красиков М.М. «Шара, приди! Шара, приди! Шара, приди!» (Об одном современном студенческом ритуале) // Народна культура українцiв: Життєвий цикл людини. Iсторико-етнологiчне дослiджения: У 5-ти тт. Т. 2. Молодь. Молодiсть. Молодiжна субкультура. Київ: Дулiби, 2010. С. 389–431.
17. Борис Бурда: на Дюка гляди с люка! // URL: http://reporting.com.ua/content/view/73/81/07.04.2007 По свидетельству самого Б.О. Бурды, в таком действии он сам участвовал в 1967 году; «видел и позже».
18. Форум «Черная магия и руны». URL: http://chernayamagiya.com/forum/index.php?topic=7667.0 Пользователь Heksen. Зап. 18.12.2011. Другие одесситы, высказывавшиеся по теме, отнеслись к этой информации скептически.
19. http://www.segodnya.ua/regions/odessa/ljubovnye-lehendy-odeccy-u-kamnja-procjatzhenikha-a-u-amura-i-pcikhei-%E2%80%93-vechnykh-chuvctv.html
20. http://sunnyhedgehog.livejournal.com/268737.html Зап. 23.11.2013.
21. http://odessa.infomagic.ru/novosti-oblasti/odesskoe-serdtse-s-zamochkami-stalo-mestomgadanii-na-suzhenogo 07.08.2012.
22. См., напр.: Куц Д.Ю. Конструирование иерархии в игровых практиках слушателей Военно-медицинской академии // Личность: игра и реальность / Сост. И.А. Морозов, И.С. Кызласова. М., 2010. С. 119–134.
23. http://www.2do2go.ru/ods/city/gidy/1259/neobychnye-pamyatniki-odessy
24. К одесскому Дюку решили не пускать туристов: от них страдала грудь Фемиды и мешочек Меркурия. http://dumskaya.net/news/dostup-k-odesskomu-dyuku-zakryt-022079/ 5 октября 2012. Допускаем, что журналист несколько напутал и натирающие скульптуру более компетентны в мифологии: прикосновение к богине плодородия дарует здоровье, а к богине правосудия — счастье (а не наоборот).
25. Громов Д.В. Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. C. 147–161.
26. http://valentin.hochu.ua/cat-v-Ukraine-val/article-24464-samyie-romanticheskie-mesta-vodesse
27. http://www.shukach.com/ru/node/2522
28. http://www.mapka.com.ua/odessa/turizm/dostoprimechatelnosti/::4369
29. http://sunnyhedgehog.livejournal.com/268737.html Зап. 23.11.2013.
30. http://slovari21.ru/news/v_odesse_ustanovlen_pamyatnik_kise_vorobyaninovu 12.08.2009.
31. http://poragovorit.com/news/item/13840-v-sarkofage-na-primorskom-bulvare-obnaruzhili500-evro-foto.html Запись 1 сент 2014 г.
32. К одесскому Дюку решили не пускать туристов: от них страдала грудь Фемиды и мешочек Меркурия // URL: http://dumskaya.net/news/dostup-k-odesskomu-dyuku-zakryt-022079/ 5 октября 2012.
33. Громов Д.В. Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. С. 151–154.
34. См., напр.: Громов Д.В., Ипполитова А.Б. Карта человеческих желаний, или Записки у стен московского монастыря // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 76–87.
35. Грива М.А. Культ могилы Виктора Нуара на парижском кладбище Пер-Лашез // Живая старина. 2010. № 1. С. 37–39; Бессонов И.А. Записки Богу и святым в русской и еврейской традиции // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2012. С. 165–178.
36. Громов Д.В., Громова А.В. Символика мест исполнения желаний и магическое мировосприятие // Традиционная культура. (В печати).
37. http://odessa.infomagic.ru/novosti-oblasti/odesskoe-serdtse-s-zamochkami-stalo-mestomgadanii-na-suzhenogo 07.08.2012.
38. http://odessaonline.info/monuments/derevo-lyubvi
39. http://www.segodnya.ua/regions/odessa/ljubovnye-lehendy-odeccy-u-kamnja-procjatzhenikha-a-u-amura-i-pcikhei-%E2%80%93-vechnykh-chuvctv.html
40. http://odessa-life.od.ua/article/2152-pohishenie-evropy-stalo-simvolom-molodozhenov
41. http://www.kljaksa.ru/publ/spb/gorodskaja_skulptura/gorodskaja_skulptura_pamjatnik_ostapu_benderu/11-1-0-11
42. Матлин М.Г. Камни счастья и любви: об одной новой ритуальной традиции в городе // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 90–100.
43. Из пресс-релиза Алекса Штрая, посвященного установке одесского Камня любви: «Много лет назад на Масличной горе в Иерусалиме я наткнулся на заваленную камнями дорогу, которую расчищал какой-то старик. Я помог ему собрать эти камни и продолжил свой путь. Ночью мне приснился сон: этот старик стоит передо мной в библейской одежде и, указывая на Священное Писание, повторяет одну и ту же фразу из Книги Екклесиаста: “Время собирать камни”. Утром я проснулся с мыслью сделать все, чтобы к камням из Святой Земли смогли прикоснуться как можно больше людей». URL: http://www.goodvin.info/obschestvo/semya/na-ternopolschine-v-berezhanah-poyavitsya-svadebnyy-kamen.html
44. http://masterxoster.ru/sabur-kamen Судя по количеству смайлов, обсуждавшие относились к камню достаточно иронически.
45. http://www.segodnya.ua/regions/odessa/ljubovnye-lehendy-odeccy-u-kamnja-procjatzhenikha-a-u-amura-i-pcikhei-%E2%80%93-vechnykh-chuvctv.html
46. http://odessaonline.info/monuments/derevo-lyubvi
47. http://wedding.ua/locations/odessa/1332423292
48. http://www.sarafan.od.ua/news/320-vnimanie-konkurs-top-10-romanticheskih-mestodessy.html
49. http://valentin.hochu.ua/cat-v-Ukraine-val/article-24464-samyie-romanticheskie-mesta-vodesse
50. http://www.segodnya.ua/regions/odessa/ljubovnye-lehendy-odeccy-u-kamnja-procjatzhenikha-a-u-amura-i-pcikhei-%E2%80%93-vechnykh-chuvctv.html
51. К одесскому Дюку решили не пускать туристов: от них страдала грудь Фемиды и мешочек Меркурия // URL: http://dumskaya.net/news/dostup-k-odesskomu-dyuku-zakryt-022079 5 октября 2012.
52. Виноградов В.В., Громов Д.В., Коршунков В.А., Красиков М.М., Матлин М.Г. «Зайчик + Зайка = любовь»: навешивание замков как новая свадебная традиция // Живая старина. 2011. № 2. С. 36–39.
Источник: Человек в истории и культуре. Мемориальный сборник научных работ в память лауреата Государственной премии Украины, академика РАЕН, профессора, доктора исторических наук Владимира Никифоровича Станко / Отв. ред. А.А. Пригарин. Одесса: Ирбис, 2017. С. 444–465.
Комментарии