7 апреля начинается онлайн-курс «Образ Сибири в советском кинотексте»
Спикеры: Михаил Рожанский и Ирина Басалаева
© Кадр из фильма «Жестокость» (реж. В. Скуйбин, СССР, 1959 г.)
О чем курс:
Почему для сценаристов и режиссёров советского времени была важна тема Сибири
Как менялась роль этой темы и вместе с ней образ Сибири на протяжении советского периода
Что фильмы о Сибири говорят о социальной истории России, идеологии и идеалах
Спикеры:
Михаил Рожанский — историк, кандидат философских наук, занимается темой Сибири в советском кино.
Ирина Басалаева — кандидат философских наук, исследует семантику сибирского кинотекста
Программа курса
— Вдалеке от столицы: от советской глубинки к заповеднику настоящего (1930-е — 1940-е), 7 апреля, 11:00 (Мск):
Слагаемые канонического образа сибиряка и элементы сюжетосложения
Изобретение сибиряков в фильмах тридцатых годов
Почему тема Сибири оказалась важной для нового советского патриотизма
Как сформировался канонический кинообраз Сибири («Сказание о Земле Сибирской»)
Почему он стал опорным и устойчивым конструктом в исторической памяти сибиряков
— «Настоящий человек» в «оттепельном кино», 21 апреля, 11:00 (Мск):
Сибирь как место испытания и жизни советского идеализма
«Суровый стиль» в кино: («Жестокость» и «Неотправленное письмо»)
Ироническое усложнение сибирского кинотекста
«Смешные сибиряки» 1960-х («Карьера Димы Горина», «Начальник Чукотки», «Живёт такой парень»)
— Власть, человек и природа. Противоречия советской цивилизации в фильмах о сибирских стройках (1960-е — 1970-е):
Люди дела и коммунистическая риторика
Отзвуки сибирского сопротивления («На диком бреге», «У озера», «Прощание»)
Столкновение советского и народного идеала на просторах Сибири (киноэпопея «Сибириада»)
— Колонизация Сибири: мужское и женское, брутальность и мужество:
Романтика и агрессия как две стороны колонизации
Мужские и женские метафоры покорения Сибири (эпопея «Ермак»)
Сибиряк и туземец: одно пространство, разные антропологии. Функции туземца
Кинематографическая Сибирь как туземная окраина: от колониальной империи к «постколониальной» федерации
— Арктика в сибирском кинотексте. Пространственные образы Сибири:
Причины устойчивости арктической темы в сибирских фильмах 1930–2010-х гг.
Новые образы Арктики в 2000-е («Как я провёл этим летом», «Территория», 2015)
Пространственные образы Сибири в цифровой оптике («Сибирь. Монамур», «Край», «Ангелы революции», «Территория», 2015)
— Настоящие про настоящее, или Как устроены «Счастливые люди»:
Очевидная поверхность популярного документального сериала и неочевидные «внутренности» его идеологии
Трансформации сибирского кинотекста в эпоху дигитальных технологий
Подробности и регистрация: http://siberiancontext.tilda.ws/projects/sibir-v-kinotekste
Комментарии