Предложения по Кодексу историков

Бельгийский историк А. де Баетс (Университет Гронингена) предлагает к дискуссии так называемый «Кодекс историков». Его обсуждение должно наметить пути дифференциации историков от представителей общественного мнения, так или иначе интересующихся прошлым.

Карта памяти 22.08.2012 // 5 629
© Alfonso Romay

От редакции: Бельгийский историк А. де Баетс, профессор Университета Гронингена (Нидерланды), предлагает к дискуссии так называемый «Кодекс историков». Его обсуждение должно наметить пути дифференциации историков от представителей общественного мнения, так или иначе интересующихся прошлым, и дать понимание того, что такое «ответственный историк» в современном мире. Итак, каков он?

Введение

Статья 1. Краткое содержание

Данный кодекс предназначен для академических историков (далее — историков). Его применение рекомендовано также для профессиональных и непрофессиональных историков. Кроме того, это инструмент для широкой общественности, которая желает получить информацию о стандартах исторической профессии. Он содержит набор принципов о правах и обязанностях историков и выражает концепцию, базирующуюся на четырех нерушимых принципах: свободе и верности принципам (историков); уважении (к тем, кого они изучают) и тщательно и методично определенном и выполненном поиске исторической правды (как результат взаимодействия между историками и обществом).

Кодекс основывается на Рекомендации ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997), статья 22 (k): «[В]ысшие учебные заведения должны нести ответственность за… составление в рамках коллегиального процесса и/или путем переговоров с организациями, представляющими преподавателей высших учебных заведений, в соответствии с принципами академической свободы и свободы слова, деклараций или кодексов по вопросам этики, которыми они будут руководствоваться в своей преподавательской, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лекторской работе» и на Конституции Международного комитета исторических наук (2005), статья 1: «Он должен защищать свободу мысли и свободу слова в области исторических исследований и преподавания, противостоять попыткам злоупотребления историей и использовать все имеющиеся в распоряжении средства для гарантирования этичного профессионального поведения его членов».

Статья 2. Реализация

Историки обязаны использовать, обсуждать и продвигать данный Кодекс на конгрессах и во время исследовательской и преподавательской деятельности. Он должен восприниматься как единое целое; ни одна из частей не может толковаться на основании аргументов, противоречащих ему по духу. Жалобы на нарушение Кодекса, подтверждаемые доказательствами, требуют проведения расследования представительным авторитетным и независимым органом историков, который, в свою очередь, при необходимости может прибегать к совету экспертов.

Основные задачи

Статья 3. Исследовательская и преподавательская деятельность

Историки имеют две равнозначимые и связанные между собой основные задачи: поиск исторической правды (исторические исследования) и ее распространение (публикации и преподавание истории).

Всеобщие права

Статья 4. Свобода слова и информации; право мирных собраний; интеллектуальная собственность

Права историков основываются на Всеобщей декларации прав человека (1948) и международных соглашениях, принятых на ее основе. Наиболее важные из них — статья 19 (1) и 19 (2) Международного пакта о гражданских и политических правах, которые защищают свободу информации, необходимую для исторических исследований, и свободу слова, необходимую для публикации и преподавания истории. Статья 19 предписывает: «(1) Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений; (2) Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». В дополнение статья 21 документа заявляет, что историки имеют право организовывать собрания и образовывать профессиональные ассоциации. Не менее значима статья 15 (1) (с) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который охраняет интеллектуальную собственность историков. Он предусматривает, что «участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на… пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными… трудами, автором которых он является».

Профессиональные права

Статья 5. Научная свобода; автономность; международные контакты

Историки могут заявлять и пользоваться своими профессиональными правами только тогда, когда они исполняют свои профессиональные обязанности. Пока историки исполняют свой профессиональный долг вне или внутри научных кругов, к ним применимы статьи 15 (2), 15 (3) и 15 (4) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), в особенности положение о том, что «участвующие в пакте государства» должны предпринимать меры, «которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры», и что эти государства «обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований» и «признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях». Эти статьи подразумевают, что историки имеют право на академическую свободу, включая право образовывать автономные организации. Параграф 27 Рекомендации ЮНЕСКО определяет академическую свободу как «не ограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которой они работают, свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах». Эта академическая свобода также распространяется на выступления и действия в публичной сфере, если они, очевидно, осуществляются как часть научной работы. Историкам разрешается обмениваться информацией на международном уровне, включая право путешествовать с научными целями. Задачи историков требуют долгосрочных обязательств, и поэтому академическая свобода историков лучше всего защищена системой сроков пребывания в должности.

Статья 6. Выбор тем

Историки имеют право выбирать и разрабатывать темы своих исследований и расписание своих занятий без политических или иных других ненаучных вмешательств.

Статья 7. Выбор информации

Историки имеют право работать на основе справедливых законов об авторских правах, свободе информации, архивах, нормах права о неприкосновенности частной жизни и защите репутации. Они имеют право требовать, чтобы критерии выбора для принятия решения об архивации документов (то есть критерии принятия решения о сохранении или уничтожении документов) не были подвержены политическому влиянию и учитывали исторические интересы; максимально свободный и равный доступ к информации должен быть правилом, любые ограничения могут накладываться только в исключительных случаях и только в ситуациях, предписанных законом и необходимых в демократическом обществе. Должна быть возможность оспаривать любые ограничения посредством процедуры, независимой от исполнительной ветви власти.

Общие обязанности

Статья 8. Взаимодополняемость

В своей роли людей, граждан, профессионалов и ученых, историки имеют общие обязанности, обусловленные международными инструментами. Для этих обязанностей общего характера профессиональные обязанности историков являются сопряженными. Историки имеют профессиональные обязанности, поскольку они обладают экспертизой и знаниями о прошлом. Для надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей они должны иметь права, описанные выше. Если этих прав нет вообще или частично, историки все равно должны пытаться исполнять свои профессиональные обязанности с применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Более того, они должны обсуждать конфликты между обязанностями общего характера и профессиональным долгом (в частности, противоречия между своим долгом добросовестного гражданина и долгом критически мыслящего ученого) на конгрессах и во время исследовательской и педагогической деятельности, и соблюдать баланс, предписанный данным Кодексом.

Обязанности в отношении предметов изучения

Статья 9. Уважение

Зная всеобщие права живущих и всеобщие моральные обязательства перед умершими, историки должны уважать достоинство людей, которых они изучают, — ныне живущих и умерших. В данном контексте применим Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), в частности статья 17 (1): «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию» и статья 19 (3): [Право свободы слова]… налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Обязанности в отношении работы

Статья 10. Верность принципам; историческая правда

Честность — это моральный фундамент работы историка. Историк должен стремиться к честному поиску исторической правды, даже если он осознает, что его знание условно и не исключает ошибки, даже если на этот поиск накладываются ограничения, как предусмотрено в статье 9 («Уважение»). Историки всегда должны противостоять попыткам злоупотребления историей (использованию истории с целью обмана) и безответственному использованию истории (использованию с целью обмана или халатному использованию).

Статья 11. Доступ к информации

Получая доступ к информации — исторической или любой другой — историк обязан уважать: (1) запреты, предусмотренные законом о свободе информации и архивах, (2) принцип информированного согласия, регламентирующий интервью, и (3) обязательство о конфиденциальности. Историки, работая с конфиденциальной информацией о частных лицах, частных учреждениях или правительствах на определенных условиях — таких как: монопольный доступ, привилегированный доступ, избирательный доступ; санкция на план исследования, обязательство неразглашения информации, полученной в ходе исследования или после него; анонимность информации и ее источников (информаторов, свидетелей и участников опроса); обязательство одобрения рукописи; обязательное согласование документа и получение разрешения на публикацию у третьей стороны; частичный или полный или временный запрет на публикацию — должны взвесить, в соответствии с данным Кодексом, пользу от предполагаемого получения дополнительной информации и вред, который может быть нанесен всем заинтересованным сторонам в плане неравного доступа, пристрастной информации, неидентифицируемости лиц. Историки имеют право не раскрывать источники конфиденциальной информации, но, неся свое научное обязательство прозрачности и подотчетности, они должны взвешенно принимать решение о разглашении и неразглашении, отдавая приоритет неразглашению.

Статья 12. Разглашение информации

Разглашение информации регулируется статьями 10 и 11 и ограничивается статьей 9. Публикация информации и свободные высказывания о ней — это правило; конфиденциальность информации — это исключение. В рамках права на молчание — что само по себе является неотъемлемой частью всеобщего права на свободу слова — историки имеют право, взвесив частные интересы против общественных, не разглашать исторические факты, нарушающие неприкосновенность частной жизни, подвергающие риску репутацию участников, как живущих ныне, так и умерших. Принятие решения о разглашении или неразглашении происходит следующим образом: в случае риска нарушения неприкосновенности частной жизни разглашение и неразглашение информации имеют одинаковый приоритет; в случае с репутационными рисками предпочтение отдается в пользу разглашения информации.

Статья 13. Критический и объективный метод; независимость

Историкам следует принимать критическое отношение и использовать метод, основывающийся на (1) точности (прозрачности, уважении к доказательствам и аргументации; недопущении предвзятости и анахронизма; беспристрастности и объективности) на уровнях констатации фактов и описания, и (2) достоверности на уровне высказывания мнения и анализа. Историки должны быть честны и беспристрастны в своих взглядах на прошлое и должны раскрывать имена людей и институтов, от которых они зависят. Они должны стремиться к политической, идеологической и интеллектуальной независимости, а также, насколько это возможно, к финансовой независимости от правительства, полномочных органов и спонсоров.

Статья 14. Свободные дебаты; подотчетность; универсальность

Свободный и публичный обмен идеями — это кислород исторической науки. Историки обязаны публиковать и распространять свои подтвержденные фактами результаты исследования, насколько это возможно. Работы секретного или конфиденциального характера должны быть сведены к минимуму. Критический разбор научных работ коллег должен быть объективным и беспристрастным. Он может быть анонимным только в тех случаях, когда в этом есть абсолютная необходимость. Коллеги с конфликтующими или, наоборот, одинаковыми интересами, реальными или предполагаемыми, должны воздержаться от оценки работ друг друга при возникновении ситуации рецензирования. Историки должны проверять результаты своих исследований в свободных и публичных дебатах в кругу информированных и беспристрастных коллег, студентов и третьих сторон. Они должны быть терпимы к различным точкам зрения и непредвзятому мнению признанных историков и оппонентов. Они должны быть универсально ориентированы в том плане, что их исследования не должны быть ориентированы на публику, но должны позволять проверку на глобальном уровне.

Статья 15. Моральная оценка

Историки должны быть чувствительны к своим внутренним моральным оценкам. В рамках своего права на молчание историки имеют абсолютное право не упоминать свою личную моральную оценку прошлого. Тем не менее, им также разрешено давать такую личную моральную оценку предмета исследования при условии, что она будет опираться на достаточную фактографическую основу, будет разумной и справедливой и будет являться вкладом в общественные дебаты об истории. В подобных оценках историки обязаны четко отделять ценности современников изучаемой эпохи, свои собственные ценности и ценности, подразумеваемые стандартами всеобщих прав человека. Несмотря на то что историки не обязаны делать заявления об ответственности и вине исторических фигур или выводить уроки морали из прошлого, в случаях неоспоримых преступлений, таких как геноцид, преступления против человечества и военные преступления, они должны сделать все возможное, чтобы продемонстрировать спектр хорошо обоснованных экспертных оценок.

Обязанности в отношении общества в целом

Статья 16. Право на историю

Основным долгом историков в отношении общества, понимаемого как их местное, национальное и глобальное сообщество, является исполнение их обязанностей, предусмотренных в данном Кодексе. Статья 13 (1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что «участвующие в Пакте государства… соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности», а статьи 15 (1) (a) и 15 (1) (b) признают право каждого на «участие в культурной жизни» и «пользование результатами научного прогресса и их практического применения». Поэтому историки должны по мере возможностей пытаться ответить на важные исторические вопросы, задаваемые обществом. Они обязаны продвигать историческую осведомленность общества и способствовать осуществлению права на историю при условии, что эти действия не противоречат духу Кодекса. Осуществляя публичную деятельность, историки должны избегать любой двусмысленности или неясности. Историки обязаны помогать улучшать качество преподавания истории в начальных и средних учебных заведениях, включая содержание учебного курса истории и учебников.

Статья 17: Право на память

Память — это мнение, и в качестве такового она защищена статьей 19 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах. Право на собственное мнение и память не может быть ограничено исключениями или запретами. Каждый человек имеет право на воспоминания. Право на память подразумевает, что человеку не могут навязать определенные воспоминания силой. Никто не может наложить на человека обязанность помнить. Выражение мнения и воспоминаний сопряжено с ограничениями, упомянутыми в статье 19 (3) Международного пакта о гражданских и политических правах (цитируемыми выше). Несмотря на то что историки должны отвергать обязанность помнить и несмотря на то что как частные лица они могут пользоваться свободой выбора тем для исследования и преподавания, они формируют глобальное профессиональное сообщество, которое в данном понимании имеет коллективную обязанность изучать и преподавать прошлое во всей его полноте, включая скрытые, забытые общественностью или противоречивые исторические вопросы.

Статья 18. Демократия

Историки должны поддерживать демократию, поскольку демократическое общество — общество, которое признает и уважает права человека, установленные во Всеобщей декларации прав человека, — это необходимое условие здоровой историографии. И наоборот, здоровая историография отражает и укрепляет демократическое общество.

Обязанности в отношении исторической профессии

Статья 19. Защита

Историки обязаны защищать и продвигать историческую профессию и инфраструктуру ее источников. Они должны бороться с внешними угрозами при помощи автономности профессии. Они должны противопоставлять внутренним угрозам целостность и честность профессии. К внутренним угрозам относятся злоупотребление и безответственное использование истории, упомянутое в статьях 1, 2 и 10, несправедливость по отношению к коллегам и студентам и неравенство в равных условиях.

Статья 20. Солидарность

Историки должны относиться к коллегам и изучающим историю с уважением и симпатией. Они должны бороться за права всех представителей профессии по всему миру. Они должны высказывать солидарность по отношению к коллегам и изучающим историю, чьи права нарушаются.

Источник: De Baets A. Responsible History. N.Y.: Berghahn Books, 2009. P. 188–196.

Комментарии

Самое читаемое за месяц