Философско-социологический факультет РАНХиГС приглашает к участию в III научно-практической конференции «Языки общественных наук»

25-26 октября 2013 года, Москва.

Новости 04.03.2013 // 1 020
© flickr.com/photos/teaeff/

Философско-социологический факультет РАНХиГС приглашает к участию в III научно-практической конференции «Языки общественных наук», которая состоится в Москве, 25-26 октября 2013 года.

Наша конференция проделала уже определенный путь становления. На этом пути со всей ясностью обнаружилась взаимосвязь проблем языка и реальности, суждения и опыта. Исследователь в области гуманитарных и общественных наук не может миновать выбора: либо настоятельное требование действительности и действенности получаемых результатов, либо радость чистого изобретения новых положений в процессе мышления. Так или иначе, приступая к работе необходимо совершить признание, раскрыть лежащие в основании поиска собственные предпосылки. Настоятельное требование до конца продумывать предпосылки теории и осознавать ее практические следствия выражает направление дальнейшего развития нашей конференции.

Секция: Свобода суждения и границы сообщества
Модератор: Андрей Олейников

Проблематика суждения в качестве особого рода способности,которую Ханна Арендт называла «самой политической из ментальных свойств человека», неразрывно связана с понятием sensus communis, переводимым у нас в зависимости от контекста либо как «здравый смысл», либо как «общее чувство». В узко прагматическом смысле эта связь может осмысляться в терминах ответственности автора конкретного суждения перед сообществом, с которым он разделяет определенные идеалы или ценности. В более широком смысле — это вопрос о возможности радикального переопределения того набора убеждений, в границах которого до сих пор понималась эта ответственность. Суждение и сообщество равно конститутивны. Однако так обстоит дело в теории, и, прежде всего, в политической теории Ханны Арендт. Но в наши дни мы все чаще становимся участниками сообществ, возникающих в отсутствии твердого «общего», и все реже имеем дело с суждениями, взламывающими границы общепринятого.

Темы, предлагаемые для обсуждения:

Проблема сообщества в социальной теории и философии. Концепция практического суждения в философии Аристотеля (понятие «фронесиса»). Традиция философского “воздержания от суждения” от стоиков до Гуссерля. Различие «определяющей» и «рефлектирующей» способности суждения у Канта. Проблемы философской интерпретации понятия sensus communis. Sensus communis у Лиотара. Тема «кризиса суждения» в современных гуманитарных и социальных науках. Проблематика сообщества в философии и социальных науках.

Секция: Мир: пережитой и изобретенный
Модератор: Николай Поселягин

Взаимодействие с миром раскрывается для каждого человека в актах опыта, непосредственного феноменологического переживания реальности. Однако такое непосредственное переживание фактически лишено законных прав гражданства в сфере гуманитарной науки. Но не только наука требует при обращении с миром разного рода семиотических посредников. Каждый раз, когда непосредственное взаимодействие с реальностью опосредуется текстами, мы оказываемся в ситуации изобретения более или менее автономного мира. Теория схватывает это различие переживания мира и его изобретения в терминах, соответственно, «мимесиса» и «диегесиса». Последовательное разделение мимесиса и диегесиса на практике — задача подчас очень неоднозначная, но для начала разговора в рамках нашей секции предлагается остаться в рамках этих двух обобщающих категорий.

Предлагается обсудить следующие вопросы:

Может ли диегесис не быть «фиктивным» — не создавать, а отражать реальный мир, отчасти приближаясь к мимесису? Возможна ли миметическая коммуникация, или «мимесис» и «коммуникация» — два принципиально разных способа взаимодействия человека с обществом (и одного сообщества с другим)? Или, может быть, имеет смысл, наоборот, отказаться от этих понятий как от устаревших в пользу каких-то иных концепций, по-новому размечающих виды взаимодействия индивидов и сообществ? Можно ли с помощью мимесиса вырваться за пределы субъективного сознания в трансцендентный мир, а с помощью диегесиса — адекватно его смоделировать? И, наконец, можно ли вообще говорить о «реальности», если считать, что и мимесис, и диегесис — виды конструирования реального мира, а не приобщения к нему?

Секция: Математическое моделирование в социальных науках
Модератор: Алексей Савватеев

В рамках секции будет представлен взгляд на социологию с точки зрения математики, теории управления и статистической физики. Особое внимание будет уделено задачам, связанным с принятием агентами дискретных решений (голосование, смена места проживания или работы и т.п.). Общая концепция такова: в любой сложной социальной системе люди связаны друг с другом сетью (или графом) знакомств, и их решения частично обусловлены тем, какие воззрения имеют их непосредственные соседи. В подобных случаях агрегирование индивидуальных решений происходит посредством прихода ситуации к тому или иному равновесному сценарию на всей социальной сети.

В рамках секции предполагается обсудить следующие темы:

Становление социального анализа. Информационное управление и противоборство. Моделирование социальных сетей. Пороговые модели коллективного поведения. Математическая социология и физика магнетиков. Игра на повышение и понижение метакапитала. Математические модели миграционных равновесий.

Секция: Коммуникация и дискоммуникация
Модератор: Анатолий Рясов

Каждый разговор о сущности языка вовлекает в свое течение представление многих конфликтующих позиций. Говорить на языке означает создавать и воссоздавать различия. Приведение этих различий к единому знаменателю, понимание оказывается тогда метаязыковой задачей. То, о чем говорится, постоянно испытывает на прочность то, как говорится. Решением этого затруднения кажется предложенное семиотикой замыкание языковых знаков на самих себя. Структурная автономия языка как будто бы позволяет достичь приемлемого уровня регулярности необходимого для человеческого общения. Однако достигается это ценой утраты указания на доконвенциональные языковые основы. Разделение семиотического и онтологического выступает тогда как базовая оппозиция, определяющая возможные подходы к вынесенной в название секции теме.

Такая постановка проблемы затрагивает комплекс вопросов:

Является ли разделение языковых аспектов на коммуникативные и внекоммуникативные необходимым? Как это разделение влияет на внутри- и междисциплинарную коммуникацию? Каким образом соотносятся коммуникативные и внекоммуникативные аспекты языка за пределами науки: в области искусства, теологии, мистики, ремесла? Возможно ли воссоединение онтологического и семиотического в диалоге между философией языка и лингвистикой? В какой степени разговор о языке и общении сохраняет приметы логоцентризма?

Подача тезисов с указанием ФИО автора производится до 1 июля 2013 года. Объем тезисов: не более 1000 слов. Авторы отобранных тезисов будут извещены не позднее 15 августа.

Участники конференции до 25 октября 2013 года сдают статьи объемом до 12 000 слов для издания сборника конференции. Сборник конференции будет опубликован не позднее 30 марта 2014 года.

Подача тезисов и вся переписка по поводу конференции осуществляется по адресу: [email protected]
В теме письма указывать: конференция ЯЗОН и название секции.

Комментарии

Самое читаемое за месяц