Интернет-история военного дела

Краткий профессиональный комментарий к одной из наших новостей дает историк Лев Усыскин.

Профессора 24.05.2013 // 1 633
© D&P Holding

Только что, в апреле, исполнился год частному научному журналу «История военного дела: исследования и источники» (http://gefter.ru/archive/8724). Издатель и редакция провозглашают миссию журнала следующим образом:

«В Евразии Нового времени вряд ли можно назвать другую великую державу, кроме России, в истории которой военное дело имело бы столь ключевое значение. Неслучайно этот термин именно в русском языке имеет всеохватывающий смысл, объединяя строительство вооруженных сил, управление ими, военное искусство, науку, законодательство, политику, экономику. Тем удивительнее отсутствие именно у нас специализированного периодического издания, которое было бы полностью посвящено публикации исследований по военной истории XVI–XIX веков. Чтобы по возможности восполнить эту досадную лакуну, и предпринят настоящий проект: “История военного дела: исследования и источники”».

Это издание в своих презентационных материалах декларирует преемственность с выходившим в 1910–1914 годах «Журналом Императорского Русского военно-исторического общества» — тем не менее, здесь стоит говорить о качественно новом феномене научной инфраструктуры, не сводимом в полной мере к прежним образцам, однако, не прерывающем при этом традиций научного оборота. Точнее говоря, вытекающего из этих традиций и уже потом, за счет своих новых технологических возможностей, способного эти традиции видоизменить. Аналогично тому, как, скажем, мобильный телефон первоначально был лишь усовершенствованием обычного длиннохвостого телефона — telephonium longicaudatum domesticum, но вскоре смог изменить до неузнаваемости не только способ телефонной коммуникации людей, но и вообще модели нашего поведения в микросоциуме.

В самом деле, перед нами едва ли не единственный на сегодня русский научный гуманитарный интернет-журнал, размещенный по адресу www.milhist.info. То есть не сетевая версия бумажного издания и не сопровождающий бумажное издание редакционный сайт, а именно с самого начала существующее целиком и только в сети место научных публикаций. Очевидны преимущества подобного подхода: первое — это, конечно, отсутствие ограничений на объем публикуемых материалов, что особенно актуально для раздела исторической науки, более прочих насыщенного всяческой эмпирикой. Второе — это как бы элементы интерактивности. То есть отсутствие принятых в бумажных изданиях жестких дедлайнов, возможность редактировать публикации задним числом, исправлять ошибки, учитывать замечания неопределенного круга читателей и т.д. Ну, и важнейшая вещь — вообще низкий уровень накладных расходов.

С бумажными же собратьями этот журнал роднит, отличая в то же время от других тематических сайтов, не только наполнение первопубликациями научных работ, но и структурное членение на законченные тома — первый, второй, третий и т.д., включая, например, готовящийся к выходу тематический спецтом «Армия Ивана Грозного». Сама по себе сетевая форма размещения этого очевидно не требует, но редколлегия издания, видимо, мыслит именно такими конструкциями. Статьи журнала сверстаны в формате pdf либо fb2 — читателю предоставлен выбор при скачивании — и снабжены сквозной для каждого тома пагинацией. То есть, распечатав на собственном принтере скачанную статью, вы получаете полную иллюзию «вырезки» из обыкновенного бумажного научного периодического издания.

Журнал получил свидетельство СМИ в Роскомнадзоре 2 марта 2012 года именно как сетевое научно-образовательное издание. В целом, за год своего существования «История военного дела» стал вполне заметным в профильной среде журналом: нет недостатка в желающих опубликовать в нем добротные работы, на издание устойчиво ссылаются. В настоящее время редакцией заключен договор с Научной электронной библиотекой E-library, благодаря чему журнал получил зеркало на его ресурсах и включен в управляемую этой структурой машину подсчета индексов цитирования — РИНЦ. Ведутся переговоры с Президентской библиотекой имени Б. Ельцина об аналогичных формах сотрудничества. Гранд-целью издатели и редакция ставят включение в список ВАКа, впрочем, трудно сказать, что произойдет раньше: они этой цели добьются или же ВАК упразднят. Желая журналу всяческого успеха, я бы, все-таки, предпочел второе…

Еще одна характерная деталь. В то время как редколлегия издания состоит из вполне авторитетных академических исследователей, активно работающих главным образом в заявленной названием области, — кандидатов исторических наук Е.И. Юркевича, А.Н. Лобина, Д.Н. Меньшикова и О.В. Ковтуновой — издателем и, в общем, фактическим директором журнала является Кирилл Нагорный, профессиональный экономист, вовсе не являющийся академическим историком и не занимающийся самостоятельными исследованиями. До настоящего времени он и финансирует проект — то есть оплачивает из своего кармана затраты на Интернет, а также оплату работ художников-иллюстраторов (историки публикуются внеденежно — бесплатно и безгонорарно), а вот иллюстрации заказывают у специальных художников-униформологов, а это очень узкий клуб людей с совпадением уникальных квалификаций — знания военно-исторической эмпирики и умения ее изображать графически. С «Историей военного дела» они сотрудничают часто по некоммерческим расценкам, но все-таки не бесплатно, ибо, в отличие от ученых, в индексы цитирования не попадают и списки научных публикаций не культивируют. Что тут важно: разделение деловой и содержательно-контентной (то бишь, научной) сторон, невмешательство ответственных за одно и другое в дела друг друга — вещь, вполне обычная, скажем, для массовых коммерческих изданий, но традиционно чуждая для наших научных структур, где, как известно, всяческие институции обычно возглавляются некими авторитетными учеными. Эти ученые чаще всего не особо эффективны в качестве хозяйственных менеджеров, они отчасти компенсируют эту свою слабость навыками успешного лоббирования в научных госструктурах более высокого порядка, но, главное, искренне считают вверенное им учреждение и его сотрудников законным источником своей научной ренты, не колеблясь, присваивая чужие результаты и, тем самым, санкционируя распространение этого порядка вниз по лестнице субординаций. Или же возникает конфликт интересов между учеными, владеющими и не владеющими административным ресурсом, — понятно, в чью пользу подобные конфликты разрешаются. Как-то забывается, что это вообще-то не вполне естественно и не вполне нравственно: руководство научным журналом, институтом или академией — это не научная работа и даже едва ли с ней в полной мере совместимое занятие. На подобном посту, возможно, скуповатая, но рачительная княгиня Е.Р. Дашкова будет лучше, чем Ломоносов или даже иной нынешний нобелевский лауреат.

Стоит, наконец, сказать несколько слов об истории проекта. Здесь как раз случай развития «от корней травы», то есть замысел возник не как Афина Паллада — разом совершеннолетняя и прекрасная из головы Зевса, а как результат эволюции определенных практических надобностей. Исходной почвой в данном случае стало движение исторических реконструкторов — мне уже приходилось писать о плодотворности данной формы организованного досуга в самых разных аспектах, одним из которых как раз и является способность выступать субстратом для разного рода научных инициатив — индивидуальных и групповых. У реконструкторов в конце 90-х годов функционировали весьма активные интернет-форумы, через которые прокачивалось огромное количество всяческой профильной информации — в том числе и весьма добротного свойства. В 2007 году возникла и до сегодняшнего дня функционирует достаточно серьезная площадка такого рода под названием «Военно-исторический форум XV–XIX веков». Постепенно на ней стала создаваться библиотека литературы, интересной реконструкторам, однако создатели форума столкнулись с проблемой: активно работающие исследователи не были заинтересованы в вывешивании на этом сайте свежих, не опубликованных в иных местах работ. Статус «на правах рукописи» не гарантировал им защиты научного приоритета.

Тогда известный специалист по XVIII веку, научный сотрудник РГВИА Вадим Егоров и предложил создать полноценный научный журнал. Полтора года ушло затем на регистрацию в Москве подобной невидали, но все-таки наука оказалась сильнее бюрократической практики, и вот наш журнал явился на свет.

Комментарии

Самое читаемое за месяц