Высшее образование: что же это все-таки значит?

Ответ философа Петра Сафронова критикам его недавней колонки на нашем портале.

Профессора 26.06.2013 // 2 331
© Chris JL

Некоторые коллеги обратили внимание на критические замечания в адрес моей статьи, высказанные в группе «Свободный университет» в «Фейсбуке». Я продолжаю получать отклики на свой текст по электронной почте. Критика в основном строится на следующих положениях: автор не знает, о чем пишет; автор пишет не о том, о чем нужно писать; автор пишет такие банальности, о которых даже говорить неприлично; и, наконец, автор, видимо, просто глуповат.

Сразу скажу: готов согласиться с этими посылками. Я действительно не считаю себя знающим высшее образование лучше всех. Я действительно не знаю, о чем «нужно писать», обсуждая высшее образование. Я действительно считаю, что многие проблемы российского высшего образования связаны с тем, что общество слишком редко обращается к банальным вещам. Я действительно глуповат — для человека, прошедшего школу советского, а затем российского репрессивного недемократического образования, это, впрочем, извинительно.

Последующее изложение будет довольно скучным. Тем не менее, я надеюсь, что у возможных критиков хватит сил его внимательно прочесть. Я буду заниматься по большей части лингвистическим и концептуальным анализом, в меру сил выполняя свою работу философа. Поэтому в моей статье опять — о, ужас — не будет ссылок. Хотя при желании их не так-то трудно предоставить каждому, кто профессионально занимается высшим образованием, а также философией. Итак, чему была посвящена моя статья? Она была посвящена некоторым фундаментальным неясностям, которые содержит требование о доступности высшего образования. В настоящем тексте я постараюсь снова сформулировать свое понимание этих неясностей, чтобы устранить возникшие по моей вине двусмысленности.

Первая фундаментальная неясность заключается в смешении негативной трактовки доступности высшего образования (отсутствие препятствий для получения высшего образования) с позитивной (необходимость наличия определенных качеств для получения высшего образования и определенных «правил» работы организаций высшего образования). Мой тезис заключался в том, что в настоящее время никаких непреодолимых препятствий для получения высшего образования в России гражданами страны нет. «Платность» образования нельзя считать препятствием, ограничивающим свободу получения образования, так как она избирается абитуриентами и их родителями в качестве варианта для получения высшего образования добровольно и рассматривается всеми заинтересованными сторонами не как препятствие, а как возможность. Подмена тезиса осуществляется, когда на место доступности образования ставится его «бесплатность»: тем самым вопрос о праве гражданина получить образование заменяется вопросом об обязанности государства предоставить образование, причем никакой симметричной обязанности гражданина в отношении государства не устанавливается. Последовательные сторонники бесплатного образования должны понимать, что такая программа должна соединяться с одновременным наличием обязательного распределения выпускников на рабочие места. Требовать «бесплатного» образования — значит требовать восстановления социалистической плановой экономики. Такая позиция несостоятельна и прагматически, и теоретически. Особенно важна для меня теоретическая несостоятельность, т.е. неспособность сторонников негативной трактовки принципа доступности образования предложить какое-либо позитивное определение доступности, которое бы исключало возможность девальвации качества образования и радикального снижения требовательности к знаниям студентов.

Вторая фундаментальная неясность, непосредственно вытекающая из первой, заключается в отсутствии ясного понимания соотношения терминов «доступность», «равенство» и «бесплатность» применительно к высшему образованию. Означает ли равенство граждан России в отношении права на получение высшего образование то, что все граждане России имеют право на получение бесплатного высшего образования? Очевидно, нет. Равенство в отношении возможности получить высшее образование уже в тексте Конституции РФ ясно связывается с «конкурсным» характером реализации такого права. Таким образом, бесплатность высшего образования рассматривается как результат состязательной процедуры приема, в которой побеждают лучшие. При этом непосредственно в образовательном процессе лица, получающие «платное» или «бесплатное» образование, никак не дискриминируются в зависимости от источника оплаты. Что же означает «равенство» применительно к высшему образованию? Лица, получающие высшее образование, не равны с точки зрения их интереса к учебе и способностей. Это очевидно и спорить с этим невозможно. Лица, не равные с точки зрения интереса к учебе и способностей, очевидно имеют разные шансы на раскрытие своих интеллектуальных способностей. «Равенство» применительно к высшему образованию осмысленно только в случае соединения с позитивной готовностью индивида заявить о своих способностях путем активного участия в образовательном процессе. Иначе говоря, оно не создается по умолчанию только лишь предоставлением индивиду всех необходимых гарантий отсутствия его дискриминации по материальным или каким-либо иным основаниям. Равенство в высшем образовании возникает постольку, поскольку обучающийся индивид вновь и вновь в состязательной борьбе доказывает свое право учиться, а учащий — право учить.

Наконец, третья фундаментальная неясность связана со смешением доступа к высшему образованию и его доступности или общедоступности. В моей статье не утверждалась необходимость введения каких бы то ни было ограничений на доступ к образованию. Напротив, именно ситуация максимально широкого доступа к образованию создает предпосылки для формирования позитивного понимания доступности, о котором я сейчас говорю. Доступ к высшему образовании должен быть открыт для всех граждан России без исключения. Моя точка зрения заключается в том, что в настоящее время такой широчайший доступ уже обеспечен. И именно в этом заключается причина утраты ясного понимания принципа доступности, отсутствия у этого принципа позитивного содержания.

Доступность высшего образования, в отличие от доступа к нему, нельзя рассматривать как «естественное» право. Доступность высшего образования имеет позитивный смысл тогда и только тогда, когда она сопряжена с высочайшей требовательностью ко всем участникам образовательного процесса, налагающей на них обязанность совместно заботиться о поддержании и продолжении общего дела.

Читать также

  • Высшее образование: что это значит?

    Требование доступности высшего образования дважды ошибочно. В условиях, когда высшее образование реально уже стало всеобщим, это требование практически бессмысленно

  • Комментарии

    Самое читаемое за месяц